В какой срок необходимо встать на миграционный учет после снятия

В какой срок необходимо встать на миграционный учет после снятия

Постановка на миграционный учет иностранных граждан (сроки, документы)

После прибытия в РФ иностранцу из любой страны необходимо встать на учет по месту регистрации. Сделать это нужно обязательно в определенные сроки, которые прописаны в законодательстве для некоторых стран. Куда для этого нужно обратиться и с какими документами, в какие сроки необходимо это сделать? Обо всех правилах учета рассказано в этой статье.

Период постановки на миграционный учет для иностранцев в 2020 году

По правилам миграционного учета иностранцу дается срок для уведомления уполномоченной службы о прибытии. Сделать это нужно в течение 7 дней с момента пересечения государственной границы. После этого гость может оставаться в РФ 90 дней законно. Если виза в РФ выдана на многократной основе, это время в 90 дней считается суммарно в течение 180 дней нахождения в РФ.

По истечении 90 дней иностранец должен продлить право на проживание в стране, обратившись в ФМС РФ либо выехать с территории России. При оставлении в зарубежном государстве необходимо предоставить доказательства уважительной причины нахождения более длительный срок.

Ряд стран имеют особенные сроки для постановки на учет. Считать их нужно согласно предоставленному списку. В остальных случаях исключения не предусмотрены и принимается во внимание 7-дневный срок. Если иностранец не имеет намерения оставаться в стране более указанных сроком, то ему не нужно подавать уведомление в миграционный орган:

  • Республика Беларусь – 30 суток;
  • Кыргызстан – 30 суток;
  • Армения – 30 суток;
  • Таджикистан – 15 суток.

Кто ставит на учет по прибытию иностранца в РФ в 2020 году

Въезд из-за рубежа и регистрация гражданина могут осуществляться бесплатно либо по приглашению резидента РФ – лица с российским паспортом, имеющего РВП или ВНЖ, юридическое лицо с аккредитацией в России.

Внимание: в 2020 году начал действовать закон, запрещающий прописывать иностранцев по юридическому адресу компании-работодателя. Обязательно проживание должно проходить в том же месте, которое фактически указано на бланке уведомления.

При вызове иностранца с целью трудоустройства в РФ все формальности по заключению документов ложатся на компанию. Она же несет ответственность на предоставление нормальных условий проживания, размещение сотрудника, предоставление ему материального обеспечения. Штрафы, налагаемые на юридическое лицо, по законам российской федерации значительно больше, чем при самостоятельной поездке иностранца, и могут достигать нескольких миллионов рублей.

В качестве принимающих сторон могут выступать:

В отношении проживания в жилых помещениях, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, принимается во внимание квадратура. Нельзя прописать на жилой площади количество человек больше, чем допускается согласно нормам расселения. На федеральном уровне такой стандарт составляет 6 кв.м. на человека. В некоторых регионах порог достигает 12 или 18 кв.м. К примеру, в квартире 42 кв.м. недопустимо проживание больше 3 людей. При обращении в миграционный стол в регистрации 4-го гражданина последует отказ.

Список бумаг для регистрации иностранца в РФ в 2020 году

Для оформления регистрации потребуется документация как на имя гостя, так и принимающей стороны. В их число входят:

  1. Уведомление по специальной форме – в него вносятся личные данные, сведения об адресе занимаемого помещения и приглашающей стороны, корешок отрывается, на нем проставляется период разрешенного пребывания в РФ и он отдается иностранцу, который должен сохранять его до момента переезда через государственную границу России. Оригинал формы актуальной редакции можно найти на официальном сайте ФМС РФ.
  2. Удостоверение личности иностранца для международных поездок с копией визы и личных данных, если гражданин прибыл из страны с визовым режимом с РФ.
  3. Миграционная карта – кроме граждан Республики Беларусь с копией. Обязательно указываются даты нахождения в РФ в течение 90 дней.
  4. Выписка из Росреестра о наличии собственности во владении принимающей стороны.
  5. Паспорт резидента России, пригласившего иностранца и предоставившего ему жилую площадь. Для компании потребуются дубликаты учредительных документов, приказ о назначении директора, свидетельства о внесении сведений в госреестр и присвоении налогового идентификационного номера. Для российских юрлиц нужна выписка ЕГРЮЛ со сроком давности не более 2 месяцев до момента постановки на учет иностранца. Также будет нужно уведомление из службы статистики в копии.
  6. При найме на работу – копия трудового договора с обязательным указанием срока действия, при приезде к родственникам – свидетельство о заключении брака или о рождении.
  7. Договор найма жилого помещения, в которое планируется прописать иностранца – оно должно удовлетворять санитарно-техническим нормам и стандарту квадратов на каждого жильца. Договор аренды не требуется заверять в Росреестре, достаточно подписание собственником и нанимателем собственноручно.

Юридические лица вправе прописывать на принадлежащей ими или снятой в аренду жилой площади иностранцев, если только организация имеет разрешение на трудоустройство иностранных граждан. Такой документ запрашивает заранее и его действие распространяется на 1 год. Заявление в ФМС РФ на принятие иностранной рабочей силы подается за год до отчетного периода, в котором должен приехать гражданин из-за рубежа для занятия трудовой деятельностью. В иных случаях приглашать в РФ зарубежных гостей для работы юридические лица не имеют права. В ином случае на них будет наложен значительный штраф за нарушение миграционных правил вплоть до приостановки коммерческой деятельности предприятия.

Заполнение уведомления на иностранцев для ФМС РФ в 2020 году

Основой постановки на миграционный учет является подача в подразделение ФМС РФ уведомления о прибытии в РФ лица с иностранным подданством. Осуществляется извещение на основе утвержденной формы, заполняемой принимающей стороной. Подробная инструкция о заполнении заявления есть на официальном сайте ФМС РФ. Не принимается бумага, если она содержит недостатки следующего характера:

  • исправления;
  • помарки;
  • незаполненные поля;
  • несоответствие данных в уведомлении паспортным данным, иным документам.

Можно заполнить бланк онлайн в формате pdf или распечатать его с обоих сторон одного листа и ввести сведения внимательно от руки. При допущении ошибок ил помарок необходимо произвести все действия сначала – с распечатки документа.

Уведомление состоит из двух частей. Верхняя остается с пакетом копий документов для архива в ФМС РФ, а корешок снизу отрывается и передается принимающей стороне для передачи иностранцу. Отрывную часть необходимо беречь для учета, который ведет миграционная служба до момента оставления территории РФ и предъявлять сотрудникам ФМС при проверках на предприятии или в городе.

Наказания за нарушение правил миграционного учета в РФ в 2020 году

При порче или утере документа строгой отчетности иностранца или принимающего его резидента России ждут санкции в размере штрафа от 2 000 до 5 000 руб. по делу об административном нарушении. Размер наказания зависит от региона, в котором фактически находится лицо с зарубежным паспортом.

Максимальная санкция предусмотрена за нарушение миграционного режима в Москве и Московской области. Кроме того, такие действия грозят депортацией за пределы России с запретом на посещение страны в течение нескольких лет. На должностных лиц организаций, допустивших такие нарушения, налагаются штрафы от 35 000 до 70 000 руб., в зависимости от характера нарушений и субъекта РФ, где произошло событие.

На юридических лиц налагается ответственность в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. в отношении каждого иностранца, в отношении которого вовремя не осуществлена постановка на учет по прибытию в РФ. Также может быть введена приостановка коммерческой деятельности предприятия, остановка цехов, оборудования и др. на срок до 90 дней или до устранения обстоятельств, послуживших причиной введения таких мер.

Снятие с учета иностранца в РФ в 2020 году

С 10.08.2018 года вступили в силу поправки в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ». В документе указано, что вся ответственность за отправление гражданина другого государства лежит на резиденте РФ, принимающем в стране регистрации или постоянного проживания. Привлечение к наказанию осуществляется на основании ст.18.9 КоАП РФ. Для юридических лиц штраф может достигать от 400 тыс. до 500 тыс. за каждого иностранца.

Важно: на практике обнаружить, что иностранное лицо не снято учета в России, можно только при трудоустройстве в то же предприятие, если гражданин выезжал из РФ для обновления миграционной карты или в связи с другими обстоятельствами и заново заехало в Россию.

Порядок снятия с учета иностранцев в 2020 году в РФ

Для сообщения о снятии с регистрационного учета принимающей российской стороне необходимо выполнить следующие действия:

  1. Заполнить уведомление об убытии специальной формы.
  2. Подать документ лично в ФМС РФ представителем организации-работодателя или иностранцем. Вернуть корешок о регистрации по месту пребывания в РФ, полученном при въезде в РФ.
  3. Поставить штамп о принятии заявления и уведомления от миграционной службы в удостоверение исполнения обязанности, предусмотренной административным регламентом о положении иностранцев в России.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Не направление в ФМС РФ уведомления об отбытии иностранца, полагая, что сведения будут переданы автоматически при пересечении государственной границы.

– Сообщение о выезде иностранца действительно попадет с указанием даты в базу миграционной службы, но за это принимающая сторона в РФ будет привлечена к административной ответственности.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: Могу ли я выпустить из России работника на Родину, ему нужно по семейным обстоятельствам в Украину на 2 недели, а потом он вернется обратно и продлит одновременно миграционную карту. Но при этом подать уведомление о прибытии один раз и обновить его, не сообщать об убытии, поскольку он вернется?

– Нет, так сделать нельзя. Нужно поставить иностранца на учет в течение 7 календарных дней после прибытия. Накануне выезда сообщить об убытии, а потом снова обратиться в миграционную службу для повторной регистрации. Иначе будет наложен штраф на организацию от 400 до 500 тыс. руб.

Читать еще:  Исковое заявление о ликвидации фонда образец

Пример из практики

Колымец Л.Л. приехал в Россию к родственникам из Беларуси. Он посчитал, что поскольку заполнять ему миграционную карту не нужно, то и другие обязанности по постановке на регистрационный учет для него как гражданина Белоруссии необязательны. При попытке выезда в отношении него было открыто административное дело и наложен штраф на основании постановления в размере 5 000 руб. с запретом на посещение страны в течение 1 года.

Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ

Обязанность по соблюдению сроков направления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного в место пребывания, т. е., обязанность по соблюдению сроков, в которые необходимо иностранному гражданину оформить регистрацию по месту пребывания по общему правилу российским законодательством возложена на принимающую сторону.

Исключения составляют (для временно пребывающего в России иностранного гражданина) лишь рассмотренные в этой статье нашего сайта два случая, когда уведомление представляется непосредственно самим прибывшим к месту временного пребывания иностранным гражданином и когда соответствующая обязанность возлагается на него самого.

Общие сроки, в которые необходимо оформить регистрацию по месту пребывания

В соответствии с общим правилом, установленным российским законодательством, вышеуказанные лица обязаны представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее семи рабочих дней со дня его фактического прибытия в место пребывания.

Если же иностранный гражданин прибыл для временного пребывания в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, в санаторий, дом отдыха и др., то уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Но в рассматриваемом случае принимающей стороной выступает администрация соответствующей организации (учреждения), а значит, именно на ее должностных лицах и лежат все обязанности по осуществлению миграционного учета иностранных граждан, а значит, и по соблюдению сроков, в которые необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.

Но, как это часто бывает, из общего правила (в данном случае закрепленного п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») имеются весьма существенные исключения.

Исключения, увеличивающие сроки, в которые следует оформить регистрацию по месту пребывания

Указанные ранее исключения носят характер, своего рода, льгот для граждан определенных иностранных государств, так как значительно увеличивают сроки, в течение которых в орган миграционного учета должно быть в обязательном порядке направлено уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, т. е., для них значительно увеличиваются сроки, в которые необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.

В этой связи можно выделить две категории иностранных граждан:

Граждане государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе (заключен в гор. Астане, 29 мая 2014 г.), прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию России, а также члены их семьи, на взаимной основе, освобождаются от обязанности регистрации по месту пребывания (от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда в страну.

Но даже среди государств-членов указанного Договора, особым правовым положением в России обладают граждане Республики Беларусь, которые, также на взаимной основе, оформляют миграционный учет по месту пребывания на территории страны без предоставления миграционной карты в течение 90 дней со дня прибытия к месту пребывания.

Граждане Украины в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г. освобождаются от необходимости оформления регистрации по месту пребывания в течение 90 дней со дня въезда в Россию.

На наш взгляд, именно для граждан Украины в настоящее время действуют наиболее льготные и весьма привилегированные условия для временного пребывания на территории России (в сравнении с гражданами всех иных иностранных государств), в том числе, в отношении сроков, в которые им, возможно, будет необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан

Постановка на миграционный учет граждан других стран – процедура, которую приходится проходить всем иностранным гостям. Основанием регистрации служит уведомление, заполняемое приглашающей стороной или самим мигрантом. Поскольку несоблюдение миграционного законодательства может повлечь начисление штрафов и депортацию, стоит изучить особенности регистрации на территории России.

Постановка на миграционный учет в 2019 году: правила и нюансы

Главным нормативным актом, регламентирующим порядок пребывания зарубежных гостей в РФ, является ФЗ № 109 от 18.07.2006 г. Но периодически процедура регистрации мигрантов корректируется, и с 08 июля 2018 года вступил в силу новый документ – ФЗ № 163 от 27.06.2018 г.

С принятием этого закона было конкретизировано понятие миграционного учета. Кроме того, законодатель уточнил, где именно могут регистрироваться мигранты. Теперь вставать на учет разрешается только в месте реального проживания. Это правило не зависит от гражданства мигранта и его статуса в России. Если адрес регистрации и фактическое место жительства не будут соответствовать, иностранца оштрафуют, а при повторном нарушении возможна депортация.

Остальные правила постановки на миграционный учет 2019 выглядят так:

  • Принимающая сторона или прибывший в Россию иностранец в установленный срок заполняют уведомление и отправляют его в ГУВМ. Это можно сделать при личном обращении, по почте или через МФЦ.
  • Миграционные сотрудники принимают уведомление и фиксируют информацию о мигранте в базе данных. На руках у иностранца останется отрывная часть уведомления: ее необходимо сохранить до выезда из РФ.
  • По истечении срока пребывания, предусмотренного законом, иностранный гость должен покинуть Россию или продлить регистрацию (если есть основания). Уведомлять о своем отъезде не нужно: эти сведения поступают в службу миграции автоматически.

Иногда гости интересуются, можно ли встать на миграционный учет через портал «Госуслуги». Законодательством РФ это разрешается, но на практике возможности регистрации в онлайн-режиме пока нет.

Какие нужны документы

Для целей учета в миграционную службу нужно представить следующие документы:

  1. Паспорт или другой документ, с которым иностранный гость пересек границу (плюс копия всех страниц, содержащих какие-то отметки).
  2. Миграционная карта с ее копией (кроме граждан Республики Беларусь).
  3. Ксерокопия визы (для граждан государств, которым она требуется).

На основании этих документов заполняется бланк постановки на миграционный учет-2019. Дополнительно придется приложить документы о месте проживания. Если у иностранца в России есть своя недвижимость, это будет выписка из ЕГРП либо свидетельство о праве собственности. При отсутствии собственного жилья прикладывается договор аренды или заявление от хозяина квартиры.

Для организаций, принимающих иностранцев, список документов расширен. Они представляют в ГУВМ учредительную документацию, копию трудового соглашения с иностранцем, копию приказа о назначении директора и еще ряд документов. Кроме того, им придется заранее пройти аккредитацию в миграционном органе.

Образец постановки на миграционный учет несложно найти в интернете. Также его с удовольствием предоставят при подаче документов. При заполнении уведомления нужно быть внимательным: ошибки и зачеркивания не допускаются. Заполненное заявление обязательно заверяется подписью.

Уведомление о прибытии ин.гражданина скачать:

Обязанность направить в ГУВМ уведомление возложена на принимающую сторону. При отсутствии такой возможности документы подает сам иностранец.

Кто может быть принимающей стороной

В роли принимающей стороны может выступать гражданин РФ, организация (например, работодатель), объект размещения (отель, санаторий, хостел). Также право принимать и регистрировать иностранных гостей получили:

  • Иностранцы, проживающие в России по ВНЖ (и, соответственно, имеющие здесь регистрацию).
  • Филиалы и представительства российских и иностранных компаний.
  • Государственные и муниципальные органы РФ.

Определенные права предоставлены и иностранным гражданам, купившим в России недвижимость. У них есть возможность самостоятельно зарегистрироваться по прибытии, но вот поставить на учет домочадцев и других иностранцев они не могут. Зато высококвалифицированные специалисты, имеющие жилье в РФ, имеют право регистрации своей семьи.

Срок постановки на миграционный учет

При постановке на учет в миграционных органах крайне важно соблюдение сроков. Согласно общему правилу сообщить уполномоченным органам о своем прибытии иностранец должен в течение 7 рабочих дней с момента въезда. Если гость остановился в отеле, уведомление производится в течение суток.

Но для граждан некоторых стран существуют исключения. Так, для граждан Таджикистана этот срок увеличен до 15 дней с момента прибытия. Когда речь идет о гражданах стран-членов ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана), указанный срок равен 30 дням.

Еще один актуальный вопрос – разрешенная продолжительность пребывания в России. Находиться в ее пределах можно 90 дней с даты пересечения границы (она указывается в штампе, проставляемом на миграционной карте).

По истечении трех месяцев зарубежный гость обязан покинуть страну минимум на 90 дней. После этого разрешается въехать снова. Чтобы остаться в РФ на длительный срок, придется изменить статус (трудоустроиться, заключить брак, подать документы на беженство).

Здесь граждане государств-членов ЕАЭС также пользуются привилегиями. На основании заключенного трудового договора им предоставляется право первичной регистрации на 12 месяцев. Но срок регистрации в любом случае не должен превышать срока действия контракта.

Несмотря на наличие общих правил регистрации, миграционный учет иностранных лиц из разных государств имеет свои особенности. Стоит подробнее выяснить, в чем они заключаются.

Учет в ГУВМ граждан Украины

В настоящее время учет украинцев в РФ производится согласно общим правилам. Уведомление об их прибытии должно быть отправлено в 7-дневный срок после въезда. Для непрерывного пребывания в стране им отводится 90 дней, после чего пределы России придется покинуть.

Исключение сделано только для жителей ДНР и ЛНР. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1744, принятым 29.12.2018 г., украинцы из этих республик получили право оставаться в России до 180 дней. Также они могут сдать документы на гражданство в упрощенном порядке.

Читать еще:  Какие документы необходимы для создания комиссии по трудовым спорам

Учет граждан Белоруссии

Граждане Белоруссии (или Республики Беларусь) пользуются в России определенными льготами. Для постановки на учет им отведено 30 дней. Кроме того, при наличии трудового соглашения допускается регистрация на срок до года.

Есть и другие нюансы. Поскольку граждане Беларуси освобождены от необходимости оформлять миграционную карту, выяснить, когда именно человек въехал в РФ, часто не представляется возможным. Поэтому установленный порядок регистрации соблюдают далеко не все. Но если гость решил трудоустроиться в России, зарегистрироваться все-таки придется.

Учет граждан Армении

Правила постановки на учет армян во многом идентичны правилам, установленным для белорусов. Максимальный срок их нахождения в России равен 30 дням, кроме случаев заключения трудового договора (в последнем случае можно остаться и на год). Отправить уведомление в ГУВМ необходимо в течение 30 дней.

При наличии оснований мигранты из Армении имеют право продлить регистрацию. Поскольку миграционные карты для них оформляются в обязательном порядке, отслеживание даты въезда не составляет труда.

Миграционный учет граждан Казахстана

Казахстан – еще один участник ЕАЭС, граждане которого пользуются некоторыми льготами. Им не нужно регистрироваться в течение 7 дней: достаточно отправить уведомление до истечения месяца с момента прибытия. Максимальный срок пребывания в России составляет 90 дней, затем придется уехать или продлить регистрацию. Как и гражданам прочих стран Евроазиатского экономического союза, казахам разрешается заключить трудовой договор и остаться на год.

Миграционный учет граждан Таджикистана

Правила пребывания таджиков в России несколько отличаются от правил, распространяемых на граждан других стран. Вероятно, это связано с тем, что категория мигрантов из Таджикистана является одной из самых многочисленных.

Права регистрироваться на год для ведения трудовой деятельности у граждан этой страны нет. При желании трудоустроиться в РФ им придется в установленном порядке получать разрешение на работу. В противном случае срок пребывания будет ограничен 90 днями. Зато граждане солнечной республики пользуются привилегиями при регистрации: для отправки уведомления им отводится 15 дней.

Учет граждан Кыргызстана

Несмотря на то, что киргизская диаспора – не самая большая в РФ, граждане этой страны достаточно преуспели в плане ассимиляции в российских городах. Гражданство киргизам еще несколько лет назад выдавалось в упрощенном порядке (в отличие от жителей других республик Средней Азии).

Теперь часть привилегий упразднили, но в связи с членством страны в ЕАЭС у киргизов по-прежнему есть некоторый приоритет. Регистрацию в ГУВМ им разрешено производить в течение месяца после въезда. При желании они могут заключить контракт на работу и подать уведомление о регистрации на год. В остальных случаях предельный срок пребывания, как и для других мигрантов, составит 90 дней.

Миграционный учет граждан Узбекистана

Гражданам Узбекистана в плане регистрации и пребывания особых льгот не предоставлено. Регистрацию им предстоит пройти в течение 7 дней после пересечения границы. Максимальная продолжительность нахождения в РФ составляет 90 дней, после чего иностранцу придется выехать или представить документы для продления. Через три месяца после выезда посетить Российскую Федерацию можно будет снова.

Миграционный учет граждан Молдовы

Постановка на учет молдаван производится по общим правилам, установленным миграционным законодательством. После приезда они в течение семи дней регистрируются и могут находиться в РФ до трех месяцев. Если захочется остаться – придется получить статус, допускающий постоянное проживание (к примеру, ВНЖ).

Конечно, легализация – достаточно длительный процесс, сопряженный с определенными сложностями. Зато в случае успеха мигрант получит право пользоваться почти всеми благами, доступными россиянам.

Постановка на миграционный учет детей

Регистрация в ГУВМ детей мигрантов осуществляется по правилам, предусмотренным для взрослых. Но некоторые особенности все-таки существуют. Так, в комплекте документов на ребенка должно быть свидетельство о рождении и полис ДМС (миграционные чиновники требуют его не всегда, но такие случаи бывают). Кроме того, принимающей стороной для несовершеннолетних не праве выступать юридические лица.

Согласно статистике, ежегодно в Россию прибывает несколько миллионов мигрантов. Большую их часть составляют граждане ближнего зарубежья – Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Украины. Миграционный прирост позволил частично компенсировать естественную убыль населения: в 2018 году его численность в РФ сократилась впервые за десятилетие.

Постановка гостей из-за рубежа на учет сейчас не представляет особых сложностей, ведь подать документы можно даже через почтовое отделение. Но и мигрантам, и приглашающей стороне стоит внимательно следить за сроками, нарушение которых грозит большими штрафами и другими проблемами.

Сроки оформления регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Действующим российским законодательством установлены сроки, в течение которых должны быть направлены в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Обязанности по соблюдению этих сроков возложены на принимающую сторону. И только в случаях, предусмотренных в законе, эта обязанность возлагается на самого иностранного гражданина:

при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, лишающих принимающую сторону возможности направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;

наличие у прибывшего в РФ иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории России, которое прибывший иностранец может заявить в качестве места своего пребывания.

Срок, в течение которого принимающая сторона должна направить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, зависит от того, гражданином какого государства является прибывший иностранец.

В какой срок нужно направить уведомление

В том случае, если местом временного пребывания иностранного гражданина является гостиница или другая организация, оказывающая гостиничные услуги, а также санаторий, кемпинг, дом отдыха и т.д., то администрацией указанных организаций уведомление должно быть представлено в течение рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания.

Обязанность по соблюдению сроков представления уведомления в этих случаях возлагается на должностных лиц этих организаций.

Категории граждан, в отношении которых сроки представления уведомлений увеличены

Льготные сроки представления уведомлений предусмотрены для следующих категорий иностранных граждан:

Граждан государств – членов Договора о Евразийском экономическом союзе, заключенного в Астане 29 мая 2014 года.

Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, прибывшие в РФ с целью трудоустройства или осуществления трудовой деятельности на территории России, а также члены их семей не обязаны осуществлять регистрацию по месту пребывания в течение 30 суток со дня въезда в РФ.

Причем, граждане Республики Беларусь могут не представлять миграционную карту при оформлении регистрации по месту пребывания.

От необходимости оформлять регистрацию по месту пребывания в течение 90 суток со дня въезда в РФ освобождаются граждане Украины. На протяжении всего этого периода гражданин Украины должен иметь при себе миграционную карту с отметкой о въезде в РФ.

В том случае если гражданин Украины въезжает на территорию России с целью трудоустройства, то следует оформить регистрацию по месту пребывания, так как без нее патент на работу оформить сложнее.

Если гражданин Украины планирует находиться на территории России более длительный срок или собирается оформить разрешение на временное проживание либо вид на жительство, то регистрация по месту пребывания необходима.

Об особенностях регистрации по месту пребывания на территории РФ жителей ДНР и ЛНР вы можете узнать из содержания этой статьи.

Граждане Таджикистана должны оформить миграционный учет по месту пребывания в течение 15 дней со дня прибытия на территорию России.

Это положение предусмотрено Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Соглашения « Граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней ».

Если срок пребывания гражданина Таджикистана на территории России превышает установленный 15-дневный срок, то указанный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания в установленном порядке.

Срок, в течение которого осуществляется постановка на учет по месту пребывания

Постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания осуществляется территориальным органом по вопросам миграции, многофункциональным центром, организацией федеральной почтовой связи, администрацией гостиницы незамедлительно после принятия от заявителя уведомления, проверки точности изложенных в уведомлении сведений и наличия необходимых документов.

В соответствии с пунктом 33 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

Наличие отрывной части бланка уведомления с проставленной в нем отметкой является подтверждением постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, подлежат учету по месту пребывания, а лица, проживающие на основании РВП или вида на жительство, вправе зарегистрироваться по месту жительства. Учету по месту пребывания также подлежат мигранты, оформившие РВП и вид на жительство, в следующих двух случаях:

  1. При отсутствии у них места жительства.
  2. В случае нахождения в помещении, не являющимся местом жительства.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации по месту жительства регламентирован Федеральным законом от 18.06.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете».

Читать еще:  Достоинства и недостатки монетизации льгот

Определение термину «место пребывания иностранного гражданина» дано во 2 статье вышеупомянутого закона. В соответствии с указанной статьей, местом пребывания иностранного гражданина признается то место, которое не является местом его жительства, но в котором гражданин находится, временно проживает либо осуществляет трудовую деятельность.

Постановка на учет осуществляется миграционным органом на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (ст.20 Закона о миграционном учете). Обязанность подать такое уведомление возложена на принимающую сторону иностранного гражданина (ч.3 ст.20 Закона о миграционном учете), то есть на гражданина, предоставившего иностранцу помещение для проживания, или организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Вместе с тем закон предусматривает случаи, когда уведомление может быть подано иностранным гражданином лично. Так иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, вправе самостоятельно заявить его в качестве места своего пребывания. Кроме того, если в силу уважительных причин, принимающая сторона не может направить в орган ГУВМ уведомление, мигрант подает его самостоятельно. Уведомление может быть подано непосредственно в Управления по вопросам миграции по месту пребывания гражданина, либо направляет через отделение почтовой связи. В Санкт-Петербурге подать уведомление о прибытии можно также через многофункциональный центр. Согласно п.47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.08.2013 года № 364, в приеме уведомления может быть отказано в двух случаях:

  • если бланк уведомления заполнен с нарушением установленных требований к его форме и содержанию, или не поддается прочтению,
  • а также в случае отсутствия документов, предоставление которых является обязательным.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно примечанию, уведомление о прибытии заполняется на русском языке, разборчиво, ручкой с черными или темно-синими чернилами, заглавными печатными буквами и цифрами. В уведомлении о прибытии указываются установочные данные гражданина, ФИО принимающей его стороны, адрес пребывания и сроки, до которых гражданин планирует находиться по указанному адресу. В соответствии с п.32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, срок постановки на учет по месту пребывания не может быть более, чем на срок, в течение которого гражданин может законно находиться на территории РФ. Как правило, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. В связи с этим, граждане, имеющие патент, могут продлить учет на срок действия патента, то есть на тот срок, на который он оплачен. То же самое касается и граждан, которым срок пребывания продлен в соответствии с законом по иным основаниям.

В случае успешной подачи уведомления на руках у заявителя остается отрывная часть бланка с отметкой о его принятии. Именно она подтверждает факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Следует различать постановку на учет по месту пребывания и продление учета. Закон рассматривает их, как две абсолютно разных процедуры. Так, в соответствии с п. 42 Правил осуществления миграционного учета, при изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ, принимающая сторона обязана в течение 3-х рабочих дней с момента возникновения указанных обстоятельств, обратиться в миграционный орган с заявлением, составленным в произвольной форме, дополнительно предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и «необходимые документы». В Правилах не указано, какие именно необходимые документы принимающая сторона обязана предоставить для продления срока учета по месту пребывания, логично предположить, что они должны подтверждать обстоятельства его продления.

По общему правилу, срок постановки на учет по месту пребывания не может превышать 7 суток с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания[1]. Стоит учитывать, что для отдельных категорий иностранных граждан международными соглашениями и федеральными законами установлены специальные сроки постановки на учет. В отличие от общего правила, международные соглашения предлагают исчислять срок постановки на учет не с момента прибытия иностранца в место пребывания, а с момента его въезда в РФ.

Например, в связи со вступлением в действие Договора о Евразийском экономическом союзе, граждане государств – членов союза (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении), прибывавшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости постановки на учет (направления уведомления), в случае, если срок их пребывания с момента въезда в РФ[2] не превышает 30 суток.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от исполнения обязанности по направлению уведомления, если срок их пребывания с момента въезда в РФ не превышает 90 суток.

Граждане Казахстана освобождены от обязанности иметь на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 30 дней со дня въезда в РФ (п.1 ст.1 Соглашения от 7.06.2012 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации).

Граждане Украины освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 90 дней со дня въезда в РФ (Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года (подписан в г. Киеве 30.10.2004).

Граждане Таджикистана также освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 15 дней со дня въезда в РФ (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013).

Так же федеральный закон устанавливает категории граждан, неподлежащих постановке на учет по месту пребывания. Все они перечислены в ч.6 ст.20 Закона о миграционном учете. К ним относятся:

  • Иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок, не превышающий 7 дней, за исключением граждан, находящихся в гостинице, пансионате, санатории, доме отдыха, туристической базе, а также граждан, проходящих лечение и обследование в условиях стационара. В этом случае за постановку на учет отвечает администрация соответствующего учреждения, принявшего иностранного гражданина.
  • Главы иностранных государств, председатели правительств, члены правительственных и парламентских делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ на основании приглашения органа власти.
  • Моряки, при условии их нахождения на территории порта (портового города) не более 24 часов, а также в случае выезда указанных лиц за пределы порта (портового города) в экскурсионных целях.
  • Иностранные граждане, являющиеся членами экипажей самолетов, бригад поездов, иных транспортных средств, участвующих в международном сообщении, при условии нахождения указанных лиц на территории аэропорта или вокзала (станции).
  • Моряки, пилоты, являющиеся членами экипажей военных кораблей и самолетов (иных летательных аппаратов), за исключением случаев вынужденной остановки указанных лиц вне основного состава своих экипажей на срок более 3 дней.

Иностранный гражданин подлежит регистрации по месту пребывания каждый раз при въезде на территорию России, поскольку в соответствии со ст.27 Закона о миграционном учете, при выезде за пределы Российской Федерации он снимается с учета. Аналогичные положения содержатся и в п.37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. В соответствии с указанными правилами, основанием для снятия с миграционного учета является поступление от пограничных органов сведений о выезде иностранного гражданина за пределы РФ.

Гражданин (его принимающая сторона) обязан сообщать подлинную информацию о месте своего нахождения в РФ. Предоставление в миграционный орган ложных сведений о месте пребывания также влечет административную ответственность в виде штрафа и выдворения с последующим запретом на въезд[3].

Ребенок может быть поставлен на учет по месту пребывания по адресу пребывания его родителей. Постановка ребенка на учет по месту пребывания осуществляется на основании уведомления, поданного принимающей стороной, а регистрация по месту жительства по заявлению родителей. Если родители пребывают (проживают) по разным адресам, место пребывания (проживания) ребенка определяется по их соглашению. Аналогичные правила действуют и в отношении регистрации несовершеннолетних иностранных граждан по месту жительства. В Санкт-Петербурге миграционные органы нередко отказывают в регистрации детей в нежилых помещениях, однако подобная практика была признана незаконной[4].

[1] Вопреки ошибочному мнению, согласно общему правилу, срок постановки на учет начинается исчисляться не со дня въезда иностранного гражданина в РФ, а со дня его прибытия в место пребывания, то есть помещение, не являющееся местом жительства гражданина, по адресу которого он подлежит постановке на учет в соответствии с федеральным законом.

[2] Важно обратить внимание, что срок постановки на учет указанным гражданам нужно исчислять не со дня прибытия в место пребывания, а со дня их въезда в РФ.

[3] При решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина состава правонарушения, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 19 июля 2017 г. N 22-П. По мнению Суда, мигрант обязан состоять на миграционном учете по адресу нахождения принимающей стороны – физического лица или организации, с которым у него есть законная правовая связь. В данном случае адрес постановки на учет и место фактического проживания мигранта могут не совпадать. Во всех иных случаях мигрант обязан состоять на учете по месту своего фактического проживания.

[4] Решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 года (дело № 78-КГ17-9). В указанном решении Суд пришел к выводу, что у миграционного органа есть обязанность зарегистрировать ребенка по месту жительства в помещении, в котором зарегистрированы и проживают его родители, в том числе и нежилом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector