Кто ответственный по закону родители или педагоги

Кто ответственный по закону родители или педагоги

Кто ответственный по закону родители или педагоги

Люди которые будут оказывать огромное влияние на ребенка с младшего возраста до возраста подростка (юношества), учить и воспитывать его, на самом деле несут огромную ответственность перед родителями. Что делать родителям при грубом нарушении педагогической этики, материального «вымогательства» и т.д.? Ответ однозначный – защищать своего ребенка. Родители должны защищать свои права и права ребенка основываясь не только на нормативно-правовых документах Российской Федерации «Конституцию Российской Федерации» и Федеральный закон «Закон об образовании», но и на «Декларацию прав ребенка», провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959г., и «Конвенцию о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. вступила в силу для СССР 15.09.1990г.

Круглый стол «родители обязаны, а педагоги должны»

Статья 63 ск рф. права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.


Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке. Статья 69. Лишение родительских прав.

Права родителей и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности.
Родители воспитывают в детях любовь к родной природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители. — Макаренко А. С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения.


Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей.
О чем речь? О социализации детей. Обучать ей придется педагогам. Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить общий язык и так далее.

Права родителей: что требовать от школы и детсада

Итак, сегодня нашему с вами вниманию будут представлены обязанности учителя. Знать их должен и сам преподаватель, и родители учеников, и руководство.

Ведь за нарушение или неисполнение обязанностей можно навлечь на себя беду. К сожалению, не всем известен закон об образовании, обязанности учителя в котором четко прописаны.

И поэтому в учебных заведениях очень часто происходят разные «разборки» между преподавателями, руководством, учениками и родителями. Чтобы этого не было, давайте попробуем понять, какие у учителей есть в школе права и обязанности.

Защита Начнем, пожалуй, с того, на что можно рассчитывать работнику учебного заведения. Об этом знают не все. И зачастую права и обязанности учителя попросту нарушаются. Следует обратить внимание, что, согласно закона об образовании, весь педагогический состав может быть защищен. Речь идет о профессиональной чести и достоинстве.

Кто отвечает за безопасность детей в школе и детском саду?

Полная свобода В функциональные обязанности учителя входит такой пункт, как составление учебного плана. И здесь педагог имеет право на полную свободу действий.

То есть каждый может самостоятельно разрабатывать рабочий план на ближайший год на свое усмотрение. Главное, чтобы разработки соответствовали нормам обучения и не несли никакой опасности детям и обществу. Помимо этого, любой учитель имеет право выдвигать свою кандидатуру на участие в педагогических советах. На разные должности. Запретить это вам не могут. Разве что просто провести голосование и не избрать туда, куда хотелось бы попасть.

Преподаватель имеет право и на соблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Так, учебное заведение обязано предоставить каждому учителю пригодное для обучения детей место.

Если вам что-то требуется для организации процесса, можете попросить руководство школы предоставить вам данную вещь.

Обязанности учителя. закон об образовании: обязанности учителя

Учтите, что нельзя вести пропаганду против Родины, а также убеждать в том, что патриотизм — это плохо. Следует также учесть, что должностные обязанности учителя начальных классов (и остальных тоже) включают в себя и такой пункт, как обучение детей толерантности.

Когда вы возвышаете свою страну и стараетесь привить ученикам любовь к ней, нельзя принижать честь и достоинство прочих наций. Скорее, придется учить терпимости и уважению. Ценности В обязанности учителя в школе также включено воспитание у детей любви к семье и семейным ценностям.

Таким образом, придется время от времени проводить беседы на данную тематику. Объяснять, как важна семья для современного человека.

Главное, не «перегнуть» палку. Иногда дети воспринимают информацию как прямой сигнал к беспрекословному повиновению родителям и старшим членам семьи.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями.

Один из ответственных моментов в жизни ребенка и родителей – поступление в общеобразовательное учебное заведение, иным словом в школу. Образование, которое получают дети в среднем учебном заведении, имеет серьезное влияние на выбор профессии, и на весь жизненный путь.

Поиски достойного учебного заведения, а затем поступление туда отнимают у родителей не только время, но и немало материальных средств – это уже ни для кого не секрет. Родители, смирившись с тем, что «за все надо платить», вынимают из кошелька энную сумму.

Кто ответственный по закону родители или педагогический

В вышеуказанной Декларации обозначены самые главные неотъемлемые права детей: на образование, на развитие личности, на здоровье и на счастье. Принцип 7 гласит «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях.». Принцип 8 «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.».
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Права родителей в школе

Школа выполняет образовательную функцию, но это вовсе не означает, что с родителей снимается ответственность за эту сторону развития ребенка. Довольно часто со стороны взрослых звучали высказывания о том, что учителя обязаны отвечать за качество вложенных знаний и за их усвояемость. Между тем такая позиция однобока, так как здесь важно двустороннее сотрудничество образовательных учреждений и родителей для получения качественного результата. Поэтому на законодательном уровне были предприняты определенные меры.

Законодательство

Воспитание детей, защита их прав и интересов, всестороннее развитие несовершеннолетних полностью возлагается на взрослых людей, которые их опекают. Государство регламентирует данные нормы и следит за их исполнением. Невыполнение прописанных в законе условий считается нарушением прав несовершеннолетнего и может повлечь административную или даже уголовную ответственность. Для сохранения прав детей на государственном уровне был создан орган опеки и попечительства, который должен следить за действиями взрослых и при необходимости вмешиваться в семью с целью выправления сложившейся негативной ситуации.

Права и обязанности взрослых по отношению к опекаемым несовершеннолетним прописаны в следующих законодательных актах:

  1. Статья 63 Семейного кодекса РФ.
  2. Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Говоря о правах детей и обязанностях взрослых, следует ориентироваться не только на российские законодательные нормы, но и на международные договора. Так, одним из важнейших документов считается Конвенция ООН, изданная в 1989 года, где в статье 18 речь идет о правах детей, обеспечить которые обязаны взрослые.

Законные представители

Ребенок в силу своего возраста, отсутствия необходимой базы знания и опыта не может самостоятельно принимать решения и четко понимать их последствия. Дети считаются недееспособными, то есть не несущими ответственность за свои действия, а потому не могут подписывать документы или изъявлять свою волю самостоятельно. Для этого им нужны опекуны.

Законным представителем несовершеннолетнего считается лицо, которое защищает его интересы на официальном уровне. В их обязанности входит:

  1. Заботиться о физическом состоянии ребенка – кормить его, содержать в чистоте и тепле, одевать, оказывать своевременную медицинскую помощь.
  2. Социализировать несовершеннолетнего – обучать его полезным навыкам, давать общаться с иными родственниками и сверстниками.
  3. Заниматься его всесторонним образованием – отдавать в учебные заведения по возрасту, водить на кружки и секции.

Представлять интересы ребенка на законном уровне могут:

  1. Биологические мать и отец.
  2. Усыновители.
  3. Опекуны и попечители.

В каждом случае взрослые наделяются обязанностями в момент возникновения ответственности за несовершеннолетнего.

В стандартных ситуациях законными представителями несовершеннолетнего являются его родители. Мать и отец наделяются данными полномочиями сразу после рождения малыша. Их полномочия удостоверяются свидетельством о рождении, в котором они вписываются как родители новорожденного.

Им не требуется каких-то дополнительных разрешений для того, чтобы представлять интересы своего ребенка во всех инстанциях. Они имеют право от имени несовершеннолетнего давать запросы и получать на них ответы, распоряжаться средствами, которые перечисляются на ребенка, с учетом их нужд и интересов.

Мать и отец остаются в своем законном статусе навсегда, если иное не будет решено в судебном порядке. Но представлять интересы детей могут лишь до исполнения им совершеннолетия. Частичная дееспособность присваивается подросткам при достижении 14 лет, а уже в 18 они получают полный перечень прав, а вместе с ним и обязанностей. С этого же момента они несут ответственность также в полном размере.

Родители не всегда обеспечивают защиту своим детям. Несовершеннолетние могут стать сиротами или оказаться без попечения родителей по каким-либо иным причинам. Такие дети немедленно оформляются в специализированные учреждения – дома малютки, детский дом или иное.

Но политика государства направлена на то, чтобы несовершеннолетние воспитывались в семьях, пусть и не своих. Поэтому опекунская служба всячески способствует тому, чтобы несовершеннолетним была подобрана приемная семья. При усыновлении взрослые получают статус официальных родителей, но чаще всего детей забирают под опеку, если несовершеннолетние в возрасте до 14 лет или под попечение, если они старше этого возраста, но еще не достигли 18 лет.

Опекун имеет возможность представлять интересы ребенка только после того, как ему будет выдано официальное разрешение на проведение таких действий от органов опеки и попечительства.

Читать еще:  Заявление о передаче дела в другой суд

Права в сфере образования

Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

  1. Самостоятельный выбор школы.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
  4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
  5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
  6. Принимать непосредственное участие в управлении.

Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

Выбор учебного заведения

Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

Говоря о среднем образовании, можно выбирать, куда будет происходить зачисление:

Также можно выбирать:

  1. Какой иностранный язык изучать ребенку.
  2. Какие факультативы посещать.
  3. На какие дополнительные курсы ходить.

И на этом альтернативность не заканчивается. Взрослые могут решать, будет ли их чадо посещать школу или учиться дома по специальным программам.

Знакомство с документацией

Подбор учебного заведения – это серьезный шаг. Ориентироваться следует не только на территориальное расположение школы, ее статус и наличие дополнительных бонусов в виде факультативов и кружков. Немаловажно вникнуть в то, какой политики придерживаются в данном заведении. Для этого необходимо изучить внутреннюю документацию, доступ к которой должен быть предоставлен беспрепятственно.

Рекомендуется обязательно ознакомиться с:

Своевременное изучение пунктов нормативных документов позволит впоследствии избегать ненужных конфликтов, или поможет отстоять свои интересы и права ребенка, опираясь на них.

Получение информации

Какими бы полномочиями ни были наделены педагоги и руководящий состав школы, родители имеют законные права получать своевременную и полную информацию обо всем, что касается их ребенка. Учителя обязаны оповещать представителей о:

  1. Методах обучения, применяемых в школе.
  2. Мерах, направленных на воспитание подрастающего поколения.
  3. Полученных оценках и замечаниях.
  4. Проведении психологических или медицинских осмотров. Взрослые могут соглашаться на них или запрещать вмешательство.
  5. Результатах проведенных обследований.

Родители и опекуны могут при желании присутствовать на уроках, чтобы самостоятельно оценить ситуацию и выявить причины неуспеваемости или возникающих конфликтов. Хотя данная мера и разрешена, но для ее реализации придется договориться с преподавателем или директором заранее.

Законные представители школьника могут даже влиять на выбор классного учителя или иного педагога. Чаще всего это обусловлено выбором преподавателя при поступлении в первый класс, но может быть реализовано и позже, если для этого есть серьезные основания.

Участие в управлении

Понятие «управление школой» для большинства родителей кажется непонятным, между тем оно подразумевает стандартное взаимодействие родителей и учителей. Обычно оно выражается в присутствии представителей на родительских собраниях. Именно на них обсуждаются нужды школы и класса, освещаются проблемы отдельных детей и их победы. На собраниях взрослые могут высказывать свои пожелания по поводу воспитательных мер, обучающего процесса, организации досуга и многого другого.

Особо активные взрослые имеют право занимать более устойчивые позиции и являться представителями родительского комитета. Это позволяет более плотно взаимодействовать с учителями и руководящим составом учреждения, а также влиять на принятие каких-то решений, касающихся учебы.

Обязанности

Кроме прав, на представителей несовершеннолетних возлагаются еще и обязанности, которые они обязаны неукоснительно соблюдать. В их число входят следующие пункты:

  1. Позаботиться о получении ребенком среднего образования. Этот пункт включает в себя ряд условий. Взрослые должны обеспечить несовершеннолетнего одеждой и школьными принадлежностями для посещения школы. Дома для ребенка необходимо организовать специальное место, где он сможет делать домашние задания. Кроме этого, атмосфера в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы дети могли развиваться и обучаться.
  2. Неукоснительно соблюдать распорядок образовательного учреждения. Речь идет о времени посещения школы и режиме занятий. Именно родитель обеспечивает отсутствие опозданий и общее посещение уроков.
  3. Уважительно относиться к педагогам и другим ученикам и прививать ребенку такое же отношение к остальным.

Ответственность

Прописанные в Федеральном законе № 273 нормы должны соблюдаться всеми гражданами РФ, имеющими на попечении несовершеннолетних лиц. Их несоблюдение может повлечь неприятные последствия. Как правило, они проявляются в оповещении органов опеки и попечительства о невыполнении обязанностей. Это ведет к целой цепочке проверок, которые могут стать причиной того, что взрослых:

  1. Поставят на учет в органы опеки.
  2. Лишат родительских прав.

Конечно, не всегда применяются столь кардинальные меры, иногда достаточно лишь провести беседу и разъяснить представителям, что они нарушают и как это исправить.

Могут применяться также и административные меры в виде штрафных санкций. Иногда в крайних случаях опекунов или родителей могут привлечь даже к уголовной ответственности, но данная мера применяется лишь при наличии иных отягчающих обстоятельств.

Права и обязанности родителей в школе в соответствии с законом об образовании

Одним из главных субъектов отношений с любой школой является не только ученик, но и его родители, а когда они отсутствуют иные законный представители. Права участников регламентируются на федеральном уровне.

Какие права имеют родители в школе, а также их обязанности в соответствии с новым законодательством, мы обсудим в данной статье.

Права родителей

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий процесс получения образования в любом субъекте страны.

Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

  • форму обучения;
  • учреждение для обучения ребенка;
  • язык обучения, также преподавания дисциплин;
  • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
  • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
  • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
  • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
  • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
  • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

  • дошкольного типа (сады);
  • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

Помимо прав, которые установлены на государственном уровне, они, регламентируются внутренними уставами организаций.

В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

Права и обязанности

Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально — непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

  • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
  • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
  • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
  • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
  • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
  • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
  • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
  • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
  • получение материального обеспечения со стороны государства;
  • оформление ребенка в группу продленного дня;
  • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
  • сохранение конфиденциальных данных;
  • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
  • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

Получение информацию о:

  • степени квалификации учителя;
  • занятиях, в которых участвовал учащийся.

Многие семьи волнует вопрос, имеет ли право родитель присутствовать на уроке? Ответ на этот вопрос можно найти во внутреннем документе школы. Присутствие родителей во время урока допускается с разрешения педагога.

Закон об образовании обязанностями родителей признает:

  • организация процедуры получения образования;
  • уважение чести и достоинства лиц, которые участвуют в преподавании детям наук;
  • соблюдение правил, установленных внутренним документом организации.

Обязанности родителей перед школой, закрепленные внутренним уставом могут быть следующие:

  • по оказанию ребенку помощи в процессе прохождения обучения;
  • по обеспечению ежедневного контроля над соблюдением правила о посещении занятий учащимся;
  • по содействию исполнения правил внутреннего распорядка;
  • по своевременному информированию педагога о причине пропуска занятия учащимся;
  • по обеспечению безопасного пути;
  • по заострению внимания учителей на проблемах, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения;
  • по организации режим отдыха и учебы ребенка;
  • по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате виновных действий ученика;
  • по заботе о престиже школы;
  • по осуществлению связи со школой по вопросам прохождения процедуры обучения в организации.

Обратите внимание: права и обязанности в каждой организации различны, однако они не должны противоречить тем нормам, которые закреплены в законе.

Участие родителя в делах школы

Законный представитель ученика обладает возможностью участвовать в политике по участию в управлении школой в формах, которые для этого предусмотрены.

Учреждения используются разные формы сотрудничества с семьей ученика. Однако основными являются следующие:

  • проведение родительских собраний. Как правило, проводится не чаще одного раза в триместр. Собрания могут быть: организационного характера, текущего характера, тематического характера, для подведения итогов;
  • организация родительского комитета;
  • консультации с представителями ученика с привлечением специалистов (психологов, школьной администрации, социальных работников);
  • организация родительского университета (представляет собой своего рода кружок по интересам, где каждый может поучаствовать в интересующем его деле);
  • организация родительского классного часа. Суть такого участия состоит в том, что один из представителей берет на себя обязанность учителя, и проводит один урок по своему выбору;
  • организация походов и экскурсий с привлечением для участия семьи ученика;
  • организация заочных конкурсов. Проводится для привлечения тех, кто в связи со своей занятостью не могут присутствовать на собраниях;
  • проведение родительских рейдов. Как правило, их суть заключается в проверке дневником или тетрадок. Лучший результат может быть сообщен после всему классу;
  • проведение круглых столов. Смысл их проведения заключается в ознакомлении представителей учащегося с программой, которую изучают дети в школе. Они могут быть организованы как тесты или блиц опросы;
  • организация праздников. Помогает ученикам, а также их семьям в неформальной обстановке познакомится друг с другом, а также педагогом;
  • проведение семейных вечеров. Суть заключается в создании или налаживании здоровой обстановке внутри семьи;
  • проведение дней открытых дверей. Помогает познакомиться со спецификой образовательного учреждения, выявить недостатки и достоинства школы, познакомится с достижениями детей, полученных в процессе обучения.
Читать еще:  Какие документы получаешь после регистрации если квартира куплена в ипотеку

Нарушение прав в школе

Не каждая образовательная организация, несмотря на множество нормативных документов, может быть отмечена, как не нарушающая права родителей законом об образовании которые были предусмотрены.

Эти нарушения могут касаться:

  • не соблюдения обязанности по уважению чести достоинства ученика и так же его родителя;
  • распространения информации, которая являлась конфиденциальной;
  • нарушения процесса образования без основания;
  • недоброжелательного проявления со стороны учителя к школьнику;
  • взимания денежных средств (поборов в школе, при которых права родителей нарушаются), не установленные ни Уставом, ни договором между представителями ученика и учреждением.

Если права представителей ребенка нарушаются, то они могут пожаловаться:

  • директору школы;
  • отдел по контролю за образованием, находящийся в городе;
  • прокуратуру;
  • управление образованием по области;
  • министерство образования.

В жалобе следует указать:

  • ФИО заявителя;
  • Суть жалобы;
  • Дата, подпись.

Заключение

Итак, законом об образовании права и обязанности родителей закреплены на федеральном уровне.

Помимо содержащихся прав и обязанностей родителей в школе, закон об образовании устанавливает требование на основании, которого устанавливаемые требования к правам и обязанностям на местной уровне (уровне школы) не могут противоречить государственным нормам.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Родительское собрание «Права, обязанности и ответственность родителей»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (536,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей;
  • обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами.

Форма проведения родительского собрания: лекция, беседа.

Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка презентации, работа с нормативными документами.

Оборудование:

  • Презентация родительского собрания;
  • Компьютер;
  • Мультимедиа.

Участники: родители, педагоги.

Ход собрания

1. Эпиграф родительского собрания

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:
родители пример тому.
П.И. Пидкасистый

2. Организационный момент

– Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с Основными Законами и нормативно-правовыми актами РФ, в которых четко прописаны все права, обязанности и ответственность родителей. А также будем учиться правильно пользоваться родительскими правами.

3. Введение

– Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки с девиантным поведением, употребляющие алкоголь, наркотические вещества, ведущие асоциальный образ жизни. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Анализ причин роста безнадзорности среди подростков и детей свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье.

Представляю Вашему вниманию статистику по итогам 2012-2013 учебного года по МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский:

– Главными причинами неблагополучия семей являются: алкоголизм родителей, безработица, наркомания, социально опасные условия проживания семьи, злостное нарушение прав ребенка в семье, жестокое обращение в семье, длительное невнимание родителей к интересам и проблемами ребенка, приобщение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков и многое другое. Все вышеперечисленные факторы, к сожалению, ведут не только к росту неблагополучных семей, но к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проживающих в данных семьях.

В 2012-2013 учебном году увеличилось количество преступлений среди обучающихся школы, по сравнению с 2011-2012 учебным годом, с 3 до 4, а количество правонарушений уменьшилось, с 9 до 2. Такую тенденцию, к росту преступлений, можно объяснить тем, что некоторые обучающиеся, состоящие на учете в ОДН, проживают в неблагополучных семьях. Родители данных детей, злостно уклоняются от родительских обязанностей, нарушают права детей.

Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей.

И для того, чтобы мы с Вами нашли общий язык, пришли к общему знаменателю в вопросе воспитания наших детей, я хочу познакомить Вас со следующими основными Законами и нормативно-правовыми актами. Подробнее остановлюсь на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей.

4. Основная часть

Основные Законы, нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция РФ;
  3. Семейный Кодекс РФ;
  4. Уголовный Кодекс РФ;
  5. ФЗ «Об образовании в РФ»;
  6. Административный Кодекс РФ;
  7. Законы Иркутской области;

1. Конвенция ООН о правах ребенка:

Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

2. Конституция РФ:

Статья 38.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители):

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся;

За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения.

По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

4. Семейный Кодекс РФ

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 56. Право ребенка на защиту;

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав;

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статья 69. Лишение родительских прав:

1. Уклонение от родительских обязанностей;

2. Злоупотребление родительскими правами;

3. Жестокое обращение с детьми;

4. Хронический алкоголизм, наркомания.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

5. Уголовный Кодекс РФ

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения.

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Закон Иркутской области от 5 марта 2010 г. N 7-ОЗ

«Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области»

Статья 2. Основные понятия

1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

  • дети – лица, не достигшие возраста 18 лет, находящиеся на территории Иркутской области (далее – область);
  • ночное время – с 22 до 06 часов местного времени в период с 1 октября по 31 марта; с 23 часов до 06 часов местного времени в период с 1 апреля по 30 сентября;
  • лица, осуществляющие мероприятия с участием детей;
  • места, запрещенные для посещения детьми, – объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (бары, пивные);
  • места, запрещенные для посещения детьми в ночное время, – общественные места, в том числе улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Статья 9. Меры по осуществлению контроля за посещаемостью детьми общеобразовательных учреждений

2. Общеобразовательное учреждение осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися, воспитанниками занятий, предусмотренных учебным планом, в соответствии с уставом образовательного учреждения.

  • Родители обязаны в течение трех часов сообщить в образовательное учреждение причину, по которой ребенок не приступил к занятиям;
  • В случае, если причина пропусков уроков ребенком не является уважительной, а родители не предпринимают мер по возвращению ребенка в образовательное учреждение, образовательное учреждение должно уведомить о данном факте КДН и ЗП;
  • КДН и ЗП принимает меры в отношении учащихся, не посещающих уроки и родителей, которые не исполняют родительские обязанности, в соответствии с законодательством РФ.
Читать еще:  Какое время дается на подачу обжалования апелляции по гражданскому делу

5. Родители (законные представители) ребенка несут ответственность за его воспитание, получение им общего образования в соответствии с федеральным законодательством.

5. Вывод

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

6. Заключение

А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».

Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

Родительское собрание «Права, обязанности и ответственность родителей»

« Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) «

формирование у родителей учащихся ответственного отношения к воспитанию своих детей;

обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами, а так же разъяснение понятия «жестокое обращение».

Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка презентации, работа с нормативными документами.

— сформированное чувство ответственного отношения родителей к воспитанию своих несовершеннолетних детей;

— повышение юридической грамотности родителей в области родительских прав и обязанностей.

Оформление пространства учебного кабинета:

Презентация родительского собрания;

Форма собрания: лекция, беседа.

Участники: родители, педагоги.

1. Эпиграф родительского собрания

«…Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:

родители пример тому»

2. Организационный момент

– Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с Основными Законами и нормативно-правовыми актами РФ, в которых четко прописаны все права, обязанности и ответственность родителей. А также будем учиться правильно пользоваться родительскими правами.

Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей.

И для того, чтобы мы с Вами нашли общий язык, пришли к общему знаменателю в вопросе воспитания наших детей, я хочу познакомить Вас со следующими основными Законами и нормативно-правовыми актами. Подробнее остановлюсь на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей.

Основные Законы, нормативно-правовые акты:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Семейный Кодекс РФ;

Уголовный Кодекс РФ;

ФЗ «Об образовании в РФ»;

Административный Кодекс РФ;

Законы Республики Коми

1. Конвенция ООН о правах ребенка:

Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители):

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся;

За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения.

По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

4. Семейный Кодекс РФ

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 56. Право ребенка на защиту;

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав;

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статья 69. Лишение родительских прав:

1. Уклонение от родительских обязанностей;

2. Злоупотребление родительскими правами;

3. Жестокое обращение с детьми;

4. Хронический алкоголизм, наркомания.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

5. Уголовный Кодекс РФ

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения.

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Закон Республики Коми от 16 декабря 2008 г. N 148-РЗ

«О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми»

Статья 2. Основные понятия

1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

дети – лица, не достигшие возраста 18 лет, находящиеся на территории Республики Коми

ночное время – с 22 до 06 часов местного времени лица, осуществляющие мероприятия с участием детей;

места, запрещенные для посещения детьми, – объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (бары, пивные);

места, запрещенные для посещения детьми в ночное время, – общественные места, в том числе улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Статья 9. Меры по осуществлению контроля за посещаемостью детьми общеобразовательных учреждений

2. Общеобразовательное учреждение осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися, воспитанниками занятий, предусмотренных учебным планом, в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Родители обязаны в течение трех часов сообщить в образовательное учреждение причину, по которой ребенок не приступил к занятиям;

В случае, если причина пропусков уроков ребенком не является уважительной, а родители не предпринимают мер по возвращению ребенка в образовательное учреждение, образовательное учреждение должно уведомить о данном факте КпДН и ЗП;

КпДН и ЗП принимает меры в отношении учащихся, не посещающих уроки и родителей, которые не исполняют родительские обязанности, в соответствии с законодательством РФ.

5. Родители (законные представители) ребенка несут ответственность за его воспитание, получение им общего образования в соответствии с федеральным законодательством.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».

Спасибо за внимание!

Это важно помнить родителям!

•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.

•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

•• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.

•• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Конвенция ООН о правах ребенка;

Семейный Кодекс РФ;

Уголовный Кодекс РФ;

ФЗ «Об образовании в РФ»;

Административный Кодекс РФ;

Законы Республики Коми

Слайд №1 Слайд №2

Слайд №3 Слайд №4

Слайд №5 Слайд №6

Слайд №7 Слайд №8

Слайд №9 Слайд №10

Слайд №11 Слайд №12

Слайд №13 Слайд №14

Слайд №15 Слайд №16

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector