Представитель думы в конституционный суде

Представитель думы в конституционный суде

Приложение. Положение о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации

Положение
о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
(утв. постановлением Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 16 июля 1998 г. N 2834-II ГД)

1. Общие положения

1.1. Должность постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее — постоянный представитель) учреждается для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации.

1.2. Постоянный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без дополнительного решения Государственной Думы.

1.3. Постоянный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Положением.

1.4. При рассмотрении конкретного дела Конституционным Судом Российской Федерации постоянный представитель (представители) представляют правовую позицию Государственной Думы, выраженную в принятом ею федеральном законе или в обращении Государственной Думы, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, либо в постановлении Государственной Думы Российской Федерации (в решении Совета Государственной Думы), принимаемом по материалам предстоящего рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

1.5. Постоянный представитель назначается на должность и освобождается от должности постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постоянный представитель является по должности заместителем начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. С ним заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок исполнения им функций постоянного представителя.

2. Функции постоянного представителя

Постоянный представитель от имени Государственной Думы:

ведет дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

вместе с депутатами Государственной Думы, назначенными представителями палаты в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении конкретного дела, вырабатывает порядок представления правовой позиции Государственной Думы по данному делу;

координирует деятельность иных представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации (не из числа депутатов Государственной Думы), назначенных Государственной Думой для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел;

обеспечивает взаимодействие структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации в процесс выработки правовой позиции Государственной Думы;

консультирует депутатов Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе при подготовке проектов обращений Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации и готовит заключения на данные проекты обращений;

вносит предложения по уточнению обращений, направленных Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, внесению ходатайств об отзыве обращений до начала рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

информирует Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Государственной Думы, осуществляющего взаимодействие Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации, а по мере необходимости Совет Государственной Думы о состоянии дел в обращениями, направленными Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, а также о решениях, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации;

вносит предложения о мерах по исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

3. Права постоянного представителя

Постоянный представитель при осуществлении возложенных на него функций вправе:

запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию у структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и получать их не позднее десяти дней со дня внесения запроса;

взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пользоваться информационной базой Аппарата Государственной Думы;

осуществлять подбор ученых и специалистов для консультаций, а при необходимости для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел.

4. Обеспечение деятельности постоянного представителя

4.1. Постоянный представитель как государственный служащий подчиняется начальнику Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уровень документационного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности постоянного представителя приравнивается к уровню обеспечения деятельности заместителя начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы.

4.2. Полномочия постоянного представителя не выходят за пределы полномочий, установленных настоящим Положением. За ненадлежащее их исполнение постоянный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Деятельность постоянного представителя обеспечивает рабочий аппарат.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ: ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА ДО АДВОКАТА

ОТ «ПЕРВОГО ЛИЦА» ДО АДВОКАТА
В. СИВИЦКИЙ
В. Сивицкий, кандидат юридических наук (г. Москва).
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон) представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Эта норма вызывает некоторые вопросы, требующие пояснения.
Во-первых, кого можно подразумевать под словами «руководитель органа» — обязательно «первое лицо» органа либо иных лиц, входящих, условно говоря, в руководство органа, например заместителей «первого лица». Прецедентов в деятельности Конституционного Суда РФ, позволяющих определить, как данный вопрос решается на практике, пока нет.
Однако можно предположить, что не исключаются ситуации, когда представителем органа будет не «первое лицо» (но обязательно должностное лицо категории «А», занимающее руководящую должность). Прежде всего существует система исполнения обязанностей «первого лица» во время его отсутствия. Она распространяется и на отношения представительства по должности, в том числе, очевидно, и в Конституционном Суде РФ. Кроме того, возможна ситуация, когда, например, председатель представительного органа при голосовании был — как депутат — против обращения в Конституционный Суд РФ либо против принятия нормативного акта, который оспаривается. В данном случае логично, чтобы интересы этого органа защищал такой представитель руководства, который (опять же — как депутат) был на стороне тех решений, которые будут отстаиваться. Таким образом, как видится, нельзя исключать возможности, что представителем органа по должности будет не его «первое лицо», а заместитель, но, повторимся, практика здесь еще не сложилось.
Во-вторых, ч. 2 ст. 53 Закона среди представителей по должности называет должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт. Здесь не вполне ясно, о каком лице, собственно, идет речь. Если о должностном, действующем единолично, являющемся стороной по делу, то отношений представительства здесь, строго говоря, не наступает: субъект не может быть представителем себя самого — он просто выступает в процессе от своего имени. Другой вариант подхода к этой формулировке: речь идет о должностном лице, подписавшем акт этого органа, не являясь его «первым лицом» (в порядке замещения, например, первого лица). Этот вариант, в контексте понятия представительства, является более логичным, но он, думается, не должен исключать представление органа иными лицами, не являющимися «первыми» соответствующего органа, но относящимися к его руководству.
Представителями сторон, в том числе органов (должностных лиц) государственной власти, могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что даже ответственный работник органа власти (его аппарата), не относящийся к его руководителям или должностным лицам, подписавшим оспариваемый акт, не будучи кандидатом или доктором юридических наук (и не являясь адвокатом), не может быть представителем этого органа власти в Конституционном Суде РФ.
В связи с установленными Законом условиями осуществления представительства в Конституционном Суде РФ не по должности необходимо отметить следующее. Статус кандидата или доктора юридических наук, безусловно, сохраняется за лицом, какую бы должность он ни занимал. На вопрос же о статусе адвоката однозначно ответить нельзя. Например, Государственная Дума Постановлением от 25 января 2001 г. поручила представлять себя в Конституционном Суде РФ при рассмотрении жалоб граждан и юридических лиц на несоответствие Конституции РФ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и АПК РФ «депутату Государственной Думы адвокату». В результате он участвовал в рассмотрении дела в качестве представителя Государственной Думы. Согласно же Положению об адвокатуре РСФСР «члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы является недостаточным». Таким образом, несмотря на устаревшие формулировки закона, усматривается воля законодателя, направленная на невозможность совмещения статусов адвоката и лица, занимающего государственную должность на постоянной профессиональной основе.
Возможны возражения, что согласно ст. 13 Положения об адвокатуре в качестве оснований прекращения членства в коллегии адвокатов не указано пребывание в государственной должности. Вопрос о сохранении лицом, занявшим государственную должность, членства в коллегии адвокатов поэтому остается открытым. Однако в законодательстве о государственной службе и о статусе выборных должностных лиц, не являющихся государственными служащими, действующих на постоянной профессиональной основе, однозначно выражен запрет им заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Деятельность адвоката согласно Положению об адвокатуре является трудовой деятельностью, которая, соответственно, оплачивается (хотя предусматриваются случаи бесплатной адвокатской помощи — но за нее адвокатам платит коллегия). Таким образом, даже если лица, занимая государственные должности, и сохраняют, что само по себе спорно, членство в коллегии, т.е. статус адвоката, они, как представляется, все равно не должны выступать в качестве адвокатов в период осуществления должностных полномочий.
Ученая степень представителя в Конституционном Суде РФ должна быть именно по юридической специальности. Поэтому спорным является Постановление Государственной Думы от 31 мая 2000 г., которым она поручила представлять себя в Конституционном Суде РФ при рассмотрении запроса губернатора Тверской области В. Платова о конституционности отдельных положений Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в частности, кандидату экономических наук и доктору экономических наук, хотя и из числа депутатов Государственной Думы. Они могут быть приглашены как эксперты, но не как представители стороны.
Полномочия представителя, как и наличие статуса кандидата, доктора юридических наук, адвоката (доказываемое, соответственно, дипломом — для лиц, имеющих степень, ордером и удостоверением — для адвокатов), должны быть подтверждены соответствующими документами. «Набор» этих документов зависит от оснований представительства не по должности. Представительство от государственных органов может осуществляться по следующим правовым основаниям.
Первое основание — осуществление представительства приглашенным специалистом, не занимающим государственную должность: адвокатом или лицом, имеющим степень в области юриспруденции. Эти отношения могут носить возмездный и безвозмездный характер (представитель может работать с соответствующим органом по убеждению или для престижа). Если представительство осуществляется возмездно, речь фактически идет о договоре оказания услуг, оплачиваемых из соответствующего государственного бюджета. Отметим, что в этом случае согласно положениям ст. ст. 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ, а применительно к представителям федеральных органов (должностных лиц) — также согласно положениям Федерального закона от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» выбор представителя, размер оплаты услуг которого превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда, должен осуществляться на основе конкурса по установленным правилам (но такая большая оплата услуг, наверное, встречается редко). В этом случае документом, подтверждающим полномочия представителя, помимо документов о статусе лица, является доверенность. Полномочия, как видится, могут быть определены и собственно письменным договором об оказании услуг между органом и представителем.
Второе основание — представительство в порядке служебного поручения. В этом случае представителем является работник органа власти, на которого эта функция возлагается разово (но назначение представителем при рассмотрении новых конкретных дел может повторяться), имеющий в качестве основной какую-либо другую функцию. Таким представителем может быть и депутат (член) представительного органа, определенный этим органом. Такой работник, повторимся, обязательно должен иметь степень кандидата или доктора юридических наук. Здесь полномочия будут удостоверяться доверенностью и (или) распорядительным актом соответствующего органа о возложении на соответствующее лицо функций представителя. Если доверенность не выдается, сам распорядительный акт должен позволять идентифицировать работника и определять пределы его полномочий.
Наконец, третье основание — представительство должностным лицом, для которого это является специальной функцией. Такие постоянные представители есть не у всех высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации предпочитает направлять различных представителей (как по первому, так и по второму основанию) в зависимости от предмета конституционного спора. Если же такое должностное лицо имеется, его статус определяется по-разному в каждом из органов. Во избежание путаницы в терминологии необходимо подчеркнуть, что это представительство нельзя считать представительством по должности: представителями по должности являются руководители органов и т.п. Данное же представительство является представительством по длящемуся уполномочию органов и должностных лиц, выражающемуся в назначении на должность постоянного представителя. Эти лица участвуют в заседаниях Конституционного Суда РФ без специального решения соответствующего органа. То есть, строго говоря, их полномочия удостоверяются актом о назначении и принятом в органе решении (как правило, положении) о статусе этого лица. Конечно, такое лицо должно быть кандидатом либо доктором юридических наук.
Первым определил своего постоянного представителя в Конституционном Суде РФ Президент. Согласно Положению о его полномочном представителе в Конституционном Суде РФ, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 г., он представляет сторону Президента Российской Федерации в конституционном судопроизводстве во всех случаях, предусмотренных законом, готовит проекты обращений, предполагаемых к внесению Президентом в Конституционный Суд РФ, уточняет и изменяет по согласованию с ним основания, на которых Президент направляет обращение в Конституционный Суд РФ, отзывает по поручению Президента его обращение до начала рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда РФ, вносит на заседании Конституционного Суда РФ необходимые уточнения и изменения в позицию Президента, изложенную в его обращении в Конституционный Суд РФ и т.д. Установленный этим положением статус полномочного представителя Президента послужил основой для определения природы этой должности в целом.
Постановлением Государственной Думы от 16 июля 1998 г. было утверждено Положение о постоянном представителе Государственной Думы в Конституционном Суде РФ. Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2001 г. «О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации». В отличие от статусов полномочного представителя Президента и постоянного представителя Государственной Думы, правовое положение полномочного представителя Правительства регулируется весьма кратко.
Помимо собственно представительства при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, постоянные (полномочные) представители наделяются и другими, связанными с основной, функциями. Они, в частности, информируют соответствующий орган о решениях, принимаемых Конституционным Судом РФ, вносят в него предложения о мерах по исполнению решений Конституционного Суда РФ, в том числе о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации. Постоянные (полномочные) представители для выполнения возложенных на них функций наделяются рядом прав, связанных с получением необходимых материалов и информации, взаимодействием с иными подразделениями, а также иными органами власти, привлечением специалистов как из самого органа, так и со стороны.
Соответствующие органы могут назначать в качестве представителей и других лиц, кроме постоянных (полномочных) представителей. Нередко это обусловливается тем, что рассматриваемый вопрос требует узкоотраслевых юридических знаний. В этом случае на постоянного (полномочного) представителя возлагается координация деятельности других представителей и методическое содействие им. Правда, Положение о постоянном представителе Государственной Думы в Конституционном Суде РФ содержит любопытное уточнение: постоянный представитель координирует деятельность представителей Государственной Думы в Конституционном Суде РФ не из числа депутатов Государственной Думы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читать еще:  Как узнать номер лицевого счета в горводоканал новосибирск

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РСФСР от 20.11.1980
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДВОКАТУРЕ РСФСР»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 394-1
«О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
«О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.1999 N 97-ФЗ
«О КОНКУРСАХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ
РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»
(принят ГД ФС РФ 07.04.1999)
УКАЗ Президента РФ от 31.12.1996 N 1791
«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.03.2001 N 172
«О ПОЛНОМОЧНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Российская юстиция, N 8, 2001

Раздел VI. Порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов взаимодействия Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации

(раздел VI в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

1. Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации:

а) с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) с ходатайствами по спорам о компетенции, в которых одной из сторон является Государственная Дума.

2. Государственная Дума может также обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о даче толкования Конституции Российской Федерации в случае обнаружившейся неопределенности в понимании положений Конституции Российской Федерации.

3. Обращение Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом или с ходатайством осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и оформляется постановлением Государственной Думы. Решение Государственной Думы об обращении с запросом или с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации принимается по предложению фракции или комитета Государственной Думы, которые вносят в Государственную Думу соответствующий проект постановления.

4. Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации может быть также направлен группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы по вопросам, предусмотренным статьей 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации. В этом случае данная группа депутатов Государственной Думы на своем собрании принимает решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, избирает представителя (представителей) и направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В запросе указываются домашний адрес и телефон представителя (представителей). Запрос подписывается всеми депутатами, принявшими решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, с указанием наименований фракций и (или) одномандатных избирательных округов.

(Статья 213 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации по запросу Государственной Думы или запросу группы депутатов Государственной Думы доводится до сведения депутатов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

1. Для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации функции полномочного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее — полномочный представитель в Конституционном Суде Российской Федерации) возлагаются на депутата Государственной Думы, имеющего в соответствии с требованием статьи 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ученую степень по юридической специальности.

2. Решение о возложении функций полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидатура полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации представляется Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по согласованию с Председателем Государственной Думы. Полномочный представитель в Конституционном Суде Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом, а также Положением о полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы.

3. Решение о снятии функций полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации принимается Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласованному с Председателем Государственной Думы, и оформляется постановлением Государственной Думы.

(Статья 215 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст.7006).

1. Для осуществления оперативного взаимодействия Государственной Думы с Верховным Судом Российской Федерации, а также для представления правовой позиции Государственной Думы в Верховном Суде Российской Федерации функции полномочного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации (далее — полномочный представитель в Верховном Суде Российской Федерации) возлагаются на депутата Государственной Думы.

2. Решение о возложении функций полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидатура полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации представляется Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по согласованию с Председателем Государственной Думы. Полномочный представитель в Верховном Суде Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом, а также Положением о полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы.

Читать еще:  Как взять землю в аренду у государства

3. Решение о снятии функций полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации принимается Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласованному с Председателем Государственной Думы, и оформляется постановлением Государственной Думы.

(Статья 216 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ: ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА ДО АДВОКАТА

ОТ «ПЕРВОГО ЛИЦА» ДО АДВОКАТА
В. СИВИЦКИЙ
В. Сивицкий, кандидат юридических наук (г. Москва).
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон) представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Эта норма вызывает некоторые вопросы, требующие пояснения.
Во-первых, кого можно подразумевать под словами «руководитель органа» — обязательно «первое лицо» органа либо иных лиц, входящих, условно говоря, в руководство органа, например заместителей «первого лица». Прецедентов в деятельности Конституционного Суда РФ, позволяющих определить, как данный вопрос решается на практике, пока нет.
Однако можно предположить, что не исключаются ситуации, когда представителем органа будет не «первое лицо» (но обязательно должностное лицо категории «А», занимающее руководящую должность). Прежде всего существует система исполнения обязанностей «первого лица» во время его отсутствия. Она распространяется и на отношения представительства по должности, в том числе, очевидно, и в Конституционном Суде РФ. Кроме того, возможна ситуация, когда, например, председатель представительного органа при голосовании был — как депутат — против обращения в Конституционный Суд РФ либо против принятия нормативного акта, который оспаривается. В данном случае логично, чтобы интересы этого органа защищал такой представитель руководства, который (опять же — как депутат) был на стороне тех решений, которые будут отстаиваться. Таким образом, как видится, нельзя исключать возможности, что представителем органа по должности будет не его «первое лицо», а заместитель, но, повторимся, практика здесь еще не сложилось.
Во-вторых, ч. 2 ст. 53 Закона среди представителей по должности называет должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт. Здесь не вполне ясно, о каком лице, собственно, идет речь. Если о должностном, действующем единолично, являющемся стороной по делу, то отношений представительства здесь, строго говоря, не наступает: субъект не может быть представителем себя самого — он просто выступает в процессе от своего имени. Другой вариант подхода к этой формулировке: речь идет о должностном лице, подписавшем акт этого органа, не являясь его «первым лицом» (в порядке замещения, например, первого лица). Этот вариант, в контексте понятия представительства, является более логичным, но он, думается, не должен исключать представление органа иными лицами, не являющимися «первыми» соответствующего органа, но относящимися к его руководству.
Представителями сторон, в том числе органов (должностных лиц) государственной власти, могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что даже ответственный работник органа власти (его аппарата), не относящийся к его руководителям или должностным лицам, подписавшим оспариваемый акт, не будучи кандидатом или доктором юридических наук (и не являясь адвокатом), не может быть представителем этого органа власти в Конституционном Суде РФ.
В связи с установленными Законом условиями осуществления представительства в Конституционном Суде РФ не по должности необходимо отметить следующее. Статус кандидата или доктора юридических наук, безусловно, сохраняется за лицом, какую бы должность он ни занимал. На вопрос же о статусе адвоката однозначно ответить нельзя. Например, Государственная Дума Постановлением от 25 января 2001 г. поручила представлять себя в Конституционном Суде РФ при рассмотрении жалоб граждан и юридических лиц на несоответствие Конституции РФ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и АПК РФ «депутату Государственной Думы адвокату». В результате он участвовал в рассмотрении дела в качестве представителя Государственной Думы. Согласно же Положению об адвокатуре РСФСР «члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы является недостаточным». Таким образом, несмотря на устаревшие формулировки закона, усматривается воля законодателя, направленная на невозможность совмещения статусов адвоката и лица, занимающего государственную должность на постоянной профессиональной основе.
Возможны возражения, что согласно ст. 13 Положения об адвокатуре в качестве оснований прекращения членства в коллегии адвокатов не указано пребывание в государственной должности. Вопрос о сохранении лицом, занявшим государственную должность, членства в коллегии адвокатов поэтому остается открытым. Однако в законодательстве о государственной службе и о статусе выборных должностных лиц, не являющихся государственными служащими, действующих на постоянной профессиональной основе, однозначно выражен запрет им заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Деятельность адвоката согласно Положению об адвокатуре является трудовой деятельностью, которая, соответственно, оплачивается (хотя предусматриваются случаи бесплатной адвокатской помощи — но за нее адвокатам платит коллегия). Таким образом, даже если лица, занимая государственные должности, и сохраняют, что само по себе спорно, членство в коллегии, т.е. статус адвоката, они, как представляется, все равно не должны выступать в качестве адвокатов в период осуществления должностных полномочий.
Ученая степень представителя в Конституционном Суде РФ должна быть именно по юридической специальности. Поэтому спорным является Постановление Государственной Думы от 31 мая 2000 г., которым она поручила представлять себя в Конституционном Суде РФ при рассмотрении запроса губернатора Тверской области В. Платова о конституционности отдельных положений Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в частности, кандидату экономических наук и доктору экономических наук, хотя и из числа депутатов Государственной Думы. Они могут быть приглашены как эксперты, но не как представители стороны.
Полномочия представителя, как и наличие статуса кандидата, доктора юридических наук, адвоката (доказываемое, соответственно, дипломом — для лиц, имеющих степень, ордером и удостоверением — для адвокатов), должны быть подтверждены соответствующими документами. «Набор» этих документов зависит от оснований представительства не по должности. Представительство от государственных органов может осуществляться по следующим правовым основаниям.
Первое основание — осуществление представительства приглашенным специалистом, не занимающим государственную должность: адвокатом или лицом, имеющим степень в области юриспруденции. Эти отношения могут носить возмездный и безвозмездный характер (представитель может работать с соответствующим органом по убеждению или для престижа). Если представительство осуществляется возмездно, речь фактически идет о договоре оказания услуг, оплачиваемых из соответствующего государственного бюджета. Отметим, что в этом случае согласно положениям ст. ст. 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ, а применительно к представителям федеральных органов (должностных лиц) — также согласно положениям Федерального закона от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» выбор представителя, размер оплаты услуг которого превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда, должен осуществляться на основе конкурса по установленным правилам (но такая большая оплата услуг, наверное, встречается редко). В этом случае документом, подтверждающим полномочия представителя, помимо документов о статусе лица, является доверенность. Полномочия, как видится, могут быть определены и собственно письменным договором об оказании услуг между органом и представителем.
Второе основание — представительство в порядке служебного поручения. В этом случае представителем является работник органа власти, на которого эта функция возлагается разово (но назначение представителем при рассмотрении новых конкретных дел может повторяться), имеющий в качестве основной какую-либо другую функцию. Таким представителем может быть и депутат (член) представительного органа, определенный этим органом. Такой работник, повторимся, обязательно должен иметь степень кандидата или доктора юридических наук. Здесь полномочия будут удостоверяться доверенностью и (или) распорядительным актом соответствующего органа о возложении на соответствующее лицо функций представителя. Если доверенность не выдается, сам распорядительный акт должен позволять идентифицировать работника и определять пределы его полномочий.
Наконец, третье основание — представительство должностным лицом, для которого это является специальной функцией. Такие постоянные представители есть не у всех высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации предпочитает направлять различных представителей (как по первому, так и по второму основанию) в зависимости от предмета конституционного спора. Если же такое должностное лицо имеется, его статус определяется по-разному в каждом из органов. Во избежание путаницы в терминологии необходимо подчеркнуть, что это представительство нельзя считать представительством по должности: представителями по должности являются руководители органов и т.п. Данное же представительство является представительством по длящемуся уполномочию органов и должностных лиц, выражающемуся в назначении на должность постоянного представителя. Эти лица участвуют в заседаниях Конституционного Суда РФ без специального решения соответствующего органа. То есть, строго говоря, их полномочия удостоверяются актом о назначении и принятом в органе решении (как правило, положении) о статусе этого лица. Конечно, такое лицо должно быть кандидатом либо доктором юридических наук.
Первым определил своего постоянного представителя в Конституционном Суде РФ Президент. Согласно Положению о его полномочном представителе в Конституционном Суде РФ, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 г., он представляет сторону Президента Российской Федерации в конституционном судопроизводстве во всех случаях, предусмотренных законом, готовит проекты обращений, предполагаемых к внесению Президентом в Конституционный Суд РФ, уточняет и изменяет по согласованию с ним основания, на которых Президент направляет обращение в Конституционный Суд РФ, отзывает по поручению Президента его обращение до начала рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда РФ, вносит на заседании Конституционного Суда РФ необходимые уточнения и изменения в позицию Президента, изложенную в его обращении в Конституционный Суд РФ и т.д. Установленный этим положением статус полномочного представителя Президента послужил основой для определения природы этой должности в целом.
Постановлением Государственной Думы от 16 июля 1998 г. было утверждено Положение о постоянном представителе Государственной Думы в Конституционном Суде РФ. Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2001 г. «О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации». В отличие от статусов полномочного представителя Президента и постоянного представителя Государственной Думы, правовое положение полномочного представителя Правительства регулируется весьма кратко.
Помимо собственно представительства при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, постоянные (полномочные) представители наделяются и другими, связанными с основной, функциями. Они, в частности, информируют соответствующий орган о решениях, принимаемых Конституционным Судом РФ, вносят в него предложения о мерах по исполнению решений Конституционного Суда РФ, в том числе о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации. Постоянные (полномочные) представители для выполнения возложенных на них функций наделяются рядом прав, связанных с получением необходимых материалов и информации, взаимодействием с иными подразделениями, а также иными органами власти, привлечением специалистов как из самого органа, так и со стороны.
Соответствующие органы могут назначать в качестве представителей и других лиц, кроме постоянных (полномочных) представителей. Нередко это обусловливается тем, что рассматриваемый вопрос требует узкоотраслевых юридических знаний. В этом случае на постоянного (полномочного) представителя возлагается координация деятельности других представителей и методическое содействие им. Правда, Положение о постоянном представителе Государственной Думы в Конституционном Суде РФ содержит любопытное уточнение: постоянный представитель координирует деятельность представителей Государственной Думы в Конституционном Суде РФ не из числа депутатов Государственной Думы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читать еще:  К какой очереди относятся налоги при банкротстве

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РСФСР от 20.11.1980
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДВОКАТУРЕ РСФСР»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 394-1
«О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
«О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.1999 N 97-ФЗ
«О КОНКУРСАХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ
РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»
(принят ГД ФС РФ 07.04.1999)
УКАЗ Президента РФ от 31.12.1996 N 1791
«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.03.2001 N 172
«О ПОЛНОМОЧНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Российская юстиция, N 8, 2001

Представитель думы в конституционный суде

Уполномоченным лицом по конституционной жалобе является заявитель, конституционные права которого нарушены неконституционным законом.
Обращаясь в Конституционный Суд, заявитель должен решить вопрос о необходимости участия в его деле представителей. Закон о Конституционном Суде не предусматривает обязательного участия представителя в каждом деле и предоставляет заявителю возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы в процессе конституционного судопроизводства. Однако, учитывая высокий уровень сложности конституционных дел, заявители обычно привлекают к участию в деле представителей.
Различают представителей по доверенности, по должности, а также по закону.
Представителями заявителя по доверенности могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности (ст. 53 Закона о Конституционном Суде).
Представителями по должности коллективных заявителей (объединений граждан) являются единоличные органы данных объединений (директор, генеральный директор, президент и т.п.) или коллегиальные органы (совет директоров, правление, дирекция). Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому в подтверждение правомочности органа представлять данное юридическое лицо в судебном процессе необходимо представить в Конституционный Суд соответствующие документы (выписку из устава или другого учредительного документа). Функцию представителя по должности могут выполнять и иные работники объединения в силу их должностных обязанностей или на основе специального поручения. В этом случае они также должны подтвердить документально свои полномочия.
Представительство по должности не лишает заявителя права выбрать своего представителя в Конституционном Суде и участвовать в рассмотрении дела как лично, так и через представителя. Таким образом, в Конституционном Суде при рассмотрении дела может быть одновременно представительство и по доверенности, и по должности.
Заявитель может иметь не более трех представителей. Оптимальным вариантом считается участие в деле не менее двух представителей, один из которых является специалистом в области конституционного судопроизводства и имеет опыт представления интересов заявителя в Конституционном Суде РФ, а другой является специалистом в отрасли законодательства, к которой относится обжалуемый закон. Сторона, принявшая закон, также вправе иметь трех представителей. На практике это постоянные представители по должности Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, обладающие высокой квалификацией и многолетним опытом отстаивания позиции данных органов в пользу закона, который оспаривается гражданином. Поэтому гражданину-заявителю трудно в одиночку противостоять столь сильной стороне, и он заключает договор с адвокатом или лицом, имеющим ученую степень по юридической специальности.
Представительство по доверенности должно быть оформлено надлежащим образом, т.е. подтверждено «соответствующими документами». При участии в деле представителя Конституционный Суд проверяет его полномочия. В жалобе должны указываться фамилия, имя, отчество представителя (представителей), домашний адрес, телефон, электронная почта.

К соответствующим документам относится прежде всего доверенность. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Законом о Конституционном Суде устанавливаются требования к оформлению доверенностей. Если заявителем является физическое лицо, то доверенность удостоверяется нотариально.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Представляемые физические лица вправе выдавать доверенности, если они обладают дееспособностью в полном объеме (имея в виду, что полной дееспособностью обладают лица, достигшие 18-летнего возраста), а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, приобретшие полную дееспособность в случаях, предусмотренных ст. ст. 21 и 27 ГК РФ (при вступлении в брак и в случае расторжения его до 18 лет, при объявлении в установленном порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным решением органа опеки и попечительства или решением суда).
Представительство заявителя адвокатом подтверждается нотариально удостоверенной доверенностью, а статус адвоката — ордером на исполнение поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием , а также удостоверением адвоката, копия которого прилагается к обращению.

См.: ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102).

Представители из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, должны подтвердить данный факт приложенными к обращениям копиями дипломов кандидата или доктора юридических наук. Полномочия представителя подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью, если он представляет интересы физического лица или группы физических лиц. В тех случаях, когда лицо, которое имеет ученую степень в области права, привлекается от стороны-организации, его полномочия можно подтвердить доверенностью, которая будет выполнена на фирменном бланке организации за подписью руководителя организации и с ее печатью.
Одним из оснований отказа в принятии жалобы гражданина К.В. Левита к рассмотрению Конституционный Суд назвал непредставление заявителем — представителем военных пенсионеров при рассмотрении их исков в порядке гражданского судопроизводства документов, подтверждающих его право принимать участие в конституционном судопроизводстве в качестве представителя названных лиц .

Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 741-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левита Константина Викторовича на нарушение конституционных прав лиц, проходивших военную службу, в сфере пенсионного обеспечения. Документ официально не опубликован.

Представительство по закону допускается со стороны родителей (усыновителей) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод в отношении их несовершеннолетних детей (например, права на образование). Их обязанности определены семейным законодательством. Законное представительство недееспособных осуществляют опекуны и попечители. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в Суде без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ). Таким образом, им достаточно представить документ об опекунстве или попечительстве. Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручить ведение дел представителю, а также вести дело совместно с представителем.
Г.П. Минский обратился с жалобой в интересах своего сына И.Г. Минского, осужденного к четырем годам лишения свободы и решением суда признанного утратившим право на жилое помещение в коммунальной квартире. Конституционный Суд указал, что Г.П. Минский не вправе выступать в качестве представителя в конституционном судопроизводстве, поскольку подал жалобу в защиту интересов своего сына, который является совершеннолетним и дееспособным. Конституционные права самого заявителя применением оспариваемого закона нарушены не были .

Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 26-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Минского Григория Павловича на нарушение конституционного права на жилище ст. 60 ЖК РСФСР.

В другом деле мать и сын Рогачевы оспаривали конституционность нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. При этом закон был применен только в отношении В.А. Рогачева, он был осужден. Поэтому Суд указал, что только он и может быть признан надлежащим заявителем по данной жалобе, а не его мать. Но так как жалобу непосредственно подписал не осужденный, то она не была принята к рассмотрению . Таким образом, мать осужденного не была признана его законным представителем.

Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N 151-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Рогачева Валентина Артуровича и Рогачевой Евгении Александровны на нарушение их конституционных прав ст. 242.1 УК РФ. Документ официально не опубликован.

Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе. Так, полномочия на ведение дела в конституционном судебном процессе могут быть переданы заявителем в полном объеме, тогда представитель становится обязательным участником процесса и практически заменяет заявителя. Он имеет право знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, представлять письменные отзывы, знакомиться с отзывами стороны, издавшей оспариваемый акт. Представитель обязан явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы.
Вместе с тем представитель стороны (за исключением законного представителя, представителя по должности) — это процессуально нестабильная фигура конституционного судебного процесса. Он может в любое время потерять статус участника данного процесса, поскольку всецело зависит от позиции стороны . Заявитель по своему усмотрению может в любое время отозвать доверенность, расторгнуть договор с адвокатом, назначить нового представителя.
См.: Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. М., 2004. С. 89.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector