Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью

Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью

Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности (не по адресу поликлиники), указанного в лицензии? Возможно ли указать в договоре пункт о проведении медосмотра на территории заказчика? Является ли это нарушением законодательства РФ?

Прежде всего отметим, что деятельность медицинской организации по проведению медицинских осмотров является деятельностью, требующей получения лицензии (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
В свою очередь, из п. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензируемая деятельность должна осуществляться по месту нахождения объекта (помещения, здания, сооружения, иного объекта), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, отвечает другим установленным требованиям, и при условии, что адрес места нахождения такого объекта (адрес места осуществления лицензируемой деятельности) указан в лицензии.
Отметим, правда, что в некоторых случаях из законодательства прямо следует возможность осуществлять медицинскую деятельность не по месту нахождения соответствующего объекта, предназначенного для осуществления такой деятельности: например, в случае оказания медицинской помощи по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); в амбулаторных условиях в случае вызова врача на дом (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); мобильными медицинскими бригадами при оказании первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пп. 1 п. 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 N 543н (далее — Положение N 543н)).
Однако ст. 46 Закона N 323-ФЗ, посвященная медицинским осмотрам и диспансеризации, не содержит положений, которые прямо предусматривали бы возможность проведения периодических медицинских осмотров работников вне места нахождения объекта, предназначенного для осуществления медицинской организацией медицинской деятельности, адрес которого указан в лицензии такой организации. Отсутствуют такие положения и в иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Напротив, некоторые из них прямо устанавливают, что для прохождения медицинских осмотров работник обязан прибыть в медицинскую организацию (смотрите, например, п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323 и Положения N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.
На основании вышеизложенного правоприменительная практика также приходит к выводу о том, что проведение медицинских осмотров не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, в том числе по адресу, где находится заказчик медицинских услуг, является нарушением лицензионных требований, квалифицируемых в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2017 по делу N А32-26477/2017, решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.08.2017 по делу N А03-9443/2017, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 по делу N А19-19494/2016, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2015 по делу N А43-32311/2014, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2010 по делу N А70-859/2010*(1)).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что проведение периодических медицинских осмотров вне объектов медицинской организации по месту нахождения работодателя квалифицируется как нарушение законодательства о лицензировании.
Вместе с тем необходимо помнить, что наказуемым согласно нормам КоАП РФ является фактическое осуществление медицинской организацией деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Поэтому само по себе указание в договоре на то, что медицинские осмотры проводятся по месту нахождения работодателя, при отсутствии или недоказанности факта их проведения, не может служить основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что последнее решение было вынесено еще в период действия Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», однако в связи с тем, что нормы данного закона относительно места осуществления лицензируемой деятельности практически идентичны положениям Закона N 99-ФЗ, выводы, сделанные судом в этом решении, являются актуальными и в настоящее время.

Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При заключении договора с работодателем о проведении предварительного или периодического медосмотров медицинская организация должна сформировать постоянно действующую врачебную комиссию, в состав которой включаются профпатолог, а также врачи, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология». Возглавлять врачебную комиссию должен профпатолог.

Работникам, прошедшим медицинский осмотр и не признанным годными к профессиональной деятельности, выдается соответствующее заключение, которое подписывается клинико-экспертной комиссией, скрепляется печатью учреждения.

Периодичность проведения внеплановых проверок

Не нужно путать перевозку пассажиров (коммерческая деятельность, подтвержаемая договором перевозки, либо договором фрахтования ТС) и транспортировку пассажиров [деятельность, связанная с эксплуатацией ТС] (см. статью 2, пункт 12 и 13, а также статью 20 Федерального закона №259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта».

К сожалению, Сложно, Дорого и Хлопотно! Став, помимо основной деятельности, еще и медицинской организацией готовьтесь к найму, не только медсестер, но и главного врача, санитарок, а также к проверкам лицензионного комитета и Роспотребнадзора (СЭС). Важно! Надзорные органы постоянно анализируют практику. Обжаловать решения по формальным основаниям становится все сложнее. Служители Фемиды, безусловно, примут к сведению процедурные недочеты. Однако основным вопросом в заседании станет выяснение реальности проступков, за которые наложена санкция.

Прекращение действия Договора не освобождает Стороны от выполнения своих обязательств и ответственности, возникших до даты прекращения действия Договора. 9.7.

У большинства людей слово «проверка» вызывает малоприятные ассоциации. Данная процедура всегда связана с повышенной нервотрёпкой. Однако не стоит думать, что раз сотрудники государственных органов приехали с ревизией, то они имеют неограниченные права, могут нагрянуть без предупреждения в любое время суток.

Обратите внимание: по общему правилу обязательно проводить предрейсовые медосмотры только сотрудников, которые работают в должности водителя. Однако, если сотрудник не является по должности водителем, но фактически его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он обязан проходить предрейсовые медосмотры.

Инспектор затребует учредительные документы и платежные реквизиты, сведения о руководителе организации, подтверждение его должностных полномочий. В случае выявления нарушений на руководителя будет составлено постановление об административном правонарушении, поскольку он является должностным лицом.

Лицензирование медицинских кабинетов: требования, оформление документов

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Никаких исключений для медицинской деятельности для собственных нужд законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.
Наличие медицинских книжек у сотрудников пищеблока, буфетчиц и сотрудников, связанных с раздачей пищи.

Как получить лицензию на медицинский кабинет, какие требования предъявляются к соискателям, сколько действует разрешение, как его переоформить — все эти вопросы актуальны для медицинских организаций, начинающих деятельность.

Ещё на этапе составления бизнес-плана будущему предпринимателю следует продумать все детали, организовать дело так, чтобы не допустить нарушений. Тем, кто не знает, какие документы нужны для проверки ИП, стоит ознакомиться с перечисленными нормативными актами, и хранить наиболее важную документацию под рукой.

В случае привлечения сторонней медицинской организации оформлять дополнительно лицензию не требуется. Сотрудники медкабинета в этом случае будут находиться в штате привлеченной организации, а не предприятия.

Именно поэтому, очень важно подготовить пакет документов заранее, провести контроль соответствия всей надлежащей документации и при необходимости внести коррективы. Перечень, предлагаемый в этой статье и применяемый на практике, поможет успешно подготовиться к проверке и избежать серьезных последствий.

При предоставлении копий документов для лицензирования медицинского кабинета составляется их опись, в которой для каждого указывается наименование и количество страниц. Передача документации для оформления лицензии осуществляется в соответствии с описью.

Именно поэтому, очень важно подготовить пакет документов заранее, провести контроль соответствия всей надлежащей документации и при необходимости внести коррективы. Перечень, предлагаемый в этой статье и применяемый на практике, поможет успешно подготовиться к проверке и избежать серьезных последствий.

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. «а», «б» п. 5 Положения N 291, которое привело к последствиям, указанным в п. 11 ст. 19 Закона о лицензировании (например, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде).

Проверка Роспотребнадзора в 2019 году: что проверяют

Чаще всего, одного договора и копии лицензии недостаточно. Необходимо также предъявить журналы предрейсовых медосмотров (заверенные копии журналов, т.к. сами журналы являются собственностью медицинской организации, проводящей медосмотры) и акты выполненных работ, подписанные с 2-х сторон, как подтверждение ведущейся деятельности.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности устанавливается Правительством РФ. В отношении медицинской деятельности действует Положение N 291 — в нем приведены лицензионные требования и условия, которые обязан соблюдать лицензиат.

Согласно Закону 128-ФЗ от 08.08.2001, вся медицинская деятельность, включая проведение предрейсовых медосмотров (ПМО) является лицензируемой, поэтому, организуя и проводя ПМО Вы становитесь медицинской организацией. Если хотите организовывать и проводить ПМО, наняв в штат медсестру — получайте лицензию!

Читать еще:  Сроки выплаты по страховому случаю

В каждом кабинете должно быть окно. В помещении устанавливается необходимый инвентарь. Медицинская лицензия выдается учреждению после проведения контрольных мероприятий.

При наличии согласия другой Стороны и достижении соответствующих договоренностей по условиям расторжения или изменения Договора, Стороны оформляют Соглашение о расторжении договора или Дополнительное соглашение об изменении положений Договора. 9.4. Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора при условии оплаты Исполнителю фактически оказанных услуг и понесенных им расходов.
РАМН, имеющим в своей структуре клиники профпатологии, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Перечень медицинских услуг, осуществление которых возможно только при наличии специального разрешения, сформулирован в приложении к постановлению Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности…» от 16.04.2012 № 291 (далее — Положение). Оказывать подобные услуги вправе как организации, так индивидуальные предприниматели.

Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника

В первом случае в качестве соискателя будет выступать именно предприятие, сам медицинский кабинет будет его структурным подразделением. Соответственно, все указанные выше требования для получения разрешения предъявляются к такому предприятию. Сотрудники медкабинета в этом случае должны быть оформлены в штат предприятия в соответствии с трудовым законодательством.

В ведении директора Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии (М…

В ходе контрольных мероприятий ИП имеет право:

  • требовать от проверяющих показать их удостоверения;
  • ознакомиться с приказом, на основании которого проводится проверка;
  • вести видеосъёмку или аудиозапись хода мероприятий;
  • вести журнал проверок, чтобы зафиксировать частоту и предмет ревизий;
  • вносить свои возражения в акт проверки и не подписывать его до приезда адвоката.
  • Кроме этого, у него есть и обязанности, пренебрежение которыми только усугубят положение:
  • нужно представлять все запрашиваемые документы;
  • открыть доступ ко всем служебным помещениям ИП;
  • не препятствовать проведению ревизии.

Теперь в обязанность работодателя входит лишь направление перечня контингентов профессий в территориальный орган Роспотребнадзора по своему фактическому месторасположению в течение 10 дней после его утверждения.

Правовые основания проведения проверок

Методика лицензирования медицинской деятельности по экспертизе профпригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией- методические рекомендации (утв- минздравом РФ от 29-12-2000 2000262).

Отметим, что на эту тему ранее не было постановления Правительства — этой новый в истории российского здравоохранения документ.

Если в санитарно-бытовом помещении инспектор увидит грязный кулер, он запросит договор на его саночистку. Не будет договора – штраф. Будет договор – заставит устранить нарушения требований к питьевой воде. При этом не только руководитель будет отвечать за нарушения. Инспектор запросит с вас приказ о назначении ответственного за осуществление производственного санитарного контроля.
Вышло постановление Правительства РФ, впервые в России определяющее конкретные правила контроля за качеством медицинской деятельности.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Обращаем Ваше внимание на то, что с «01» января 2016 по «31» декабря 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944.

Порядок начала проведения проверок Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа надзора, оформленного в соответствие с типовой формой. Проверка проводится только тем должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этом распоряжении или приказе.

Наиболее часто задаваемые вопросы по предрейсовым медицинским осмотрам водителей

Согласно ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней. Такие углубленные медицинские осмотры могут проводиться в условиях консультативной поликлиники или стационара центра профпатологии.

Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Работодатель обязан ознакомить работников с календарным планом не позднее, чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра.

Работникам, прошедшим медицинский осмотр и не признанным годными к профессиональной деятельности, выдается соответствующее заключение, которое подписывается клинико-экспертной комиссией, скрепляется печатью учреждения.

Основания для проведения внеплановых проверок лицензирующим органом

Не нужно путать перевозку пассажиров (коммерческая деятельность, подтвержаемая договором перевозки, либо договором фрахтования ТС) и транспортировку пассажиров [деятельность, связанная с эксплуатацией ТС] (см. статью 2, пункт 12 и 13, а также статью 20 Федерального закона №259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта».

К сожалению, Сложно, Дорого и Хлопотно! Став, помимо основной деятельности, еще и медицинской организацией готовьтесь к найму, не только медсестер, но и главного врача, санитарок, а также к проверкам лицензионного комитета и Роспотребнадзора (СЭС).

Важно! Надзорные органы постоянно анализируют практику. Обжаловать решения по формальным основаниям становится все сложнее. Служители Фемиды, безусловно, примут к сведению процедурные недочеты. Однако основным вопросом в заседании станет выяснение реальности проступков, за которые наложена санкция.

Порядок лицензирования медицинского кабинета

Прекращение действия Договора не освобождает Стороны от выполнения своих обязательств и ответственности, возникших до даты прекращения действия Договора. 9.7.

Даже если проверяющие выявили у бизнесмена какие-то недочёты, отчаиваться не нужно. Первый раз ему, как правило, делают предупреждение, и дают время на устранение проблемы. Штрафами наказывают только грубых нарушителей.

Обратите внимание: по общему правилу обязательно проводить предрейсовые медосмотры только сотрудников, которые работают в должности водителя. Однако, если сотрудник не является по должности водителем, но фактически его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он обязан проходить предрейсовые медосмотры.

Инспектор затребует учредительные документы и платежные реквизиты, сведения о руководителе организации, подтверждение его должностных полномочий. В случае выявления нарушений на руководителя будет составлено постановление об административном правонарушении, поскольку он является должностным лицом.

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Ситуация: должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Документы, подтверждающие качество реализуемой пищевой продукции (сертификаты, декларации, свидетельства ЕАС). Документы, подтверждающие использование специализированного транспорта для транспортировки данного вида пищевой продукции, температурный лист условий транспортировки пищевой продукции.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте.

Периодичность проведения плановых проверок

К визиту надзорных органов следует тщательно подготовиться, чтобы избежать предписаний и штрафов. Мы расскажем, что проверяет Роспотребнадзор, как применяются проверочные листы, действительно ли плановые проверки собираются отменить.

Для получения разрешения на открытие медкабинета с целью оказания медицинских услуг соискатель должен не только соответствовать предъявляемым требованиям, но и представить в уполномоченный региональный орган исполнительной власти копии необходимых документов, перечень которых установлен п. 7 Положения.

Именно поэтому, очень важно подготовить пакет документов заранее, провести контроль соответствия всей надлежащей документации и при необходимости внести коррективы. Перечень, предлагаемый в этой статье и применяемый на практике, поможет успешно подготовиться к проверке и избежать серьезных последствий.

При предоставлении копий документов для лицензирования медицинского кабинета составляется их опись, в которой для каждого указывается наименование и количество страниц. Передача документации для оформления лицензии осуществляется в соответствии с описью.

Именно поэтому, очень важно подготовить пакет документов заранее, провести контроль соответствия всей надлежащей документации и при необходимости внести коррективы. Перечень, предлагаемый в этой статье и применяемый на практике, поможет успешно подготовиться к проверке и избежать серьезных последствий.

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. «а», «б» п. 5 Положения N 291, которое привело к последствиям, указанным в п. 11 ст. 19 Закона о лицензировании (например, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде).

Проверка Роспотребнадзора в 2019 году: что проверяют

Большинство интернет-ресурсов ответ на этот вопрос не дает. А почему? Честно говоря, я (главный врач ООО «Аспект С») и сам не знаю. Также, честно признаюсь: мы (организации, оказывающие услуги по проведению предрейсовых медосмотров) постоянно звоним друг-другу, чтобы понять коньюнктуру рынка.

В соответствии с Законом №69-ФЗ от 21.04.2011 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ» с 1 сентября 2011 года все водители такси обязаны иметь лицензию на осуществление пассажирских перевозок.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе медицинской , проводится в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.

Согласно Закону 128-ФЗ от 08.08.2001, вся медицинская деятельность, включая проведение предрейсовых медосмотров (ПМО) является лицензируемой, поэтому, организуя и проводя ПМО Вы становитесь медицинской организацией. Если хотите организовывать и проводить ПМО, наняв в штат медсестру — получайте лицензию!

В каждом кабинете должно быть окно. В помещении устанавливается необходимый инвентарь. Медицинская лицензия выдается учреждению после проведения контрольных мероприятий.

Проверочные листы Роспотребнадзора 2019

Отказ реализуется путем направления Заказчиком письменного уведомления Исполнителю. Излишне оплаченные Заказчиком денежные средства подлежат возврату Исполнителем в течение 14 календарных дней с момента получения от Заказчика уведомления об отказе от Договора.

Работникам, прошедшим медицинский осмотр и признанным годными к профессиональной деятельности, выдается соответствующее заключение, которое подписывается лечащим врачом и скрепляется печатью учреждения.

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Контроль и учет выданных лицензий на медицинский кабинет в силу п. 1 постановления Правительства РФ «Об организации лицензирования…» от 21.11.2011 № 957 осуществляется Росздравнадзором. Выдача разрешений, переоформление и решение иных вопросов в регионах возложено на его территориальные органы.

Читать еще:  Какие условия можно и нельзя изменять в ходе исполнения контракта

Медосмотр собственными силами: нужна ли лицензия организации

В первом случае в качестве соискателя будет выступать именно предприятие, сам медицинский кабинет будет его структурным подразделением. Соответственно, все указанные выше требования для получения разрешения предъявляются к такому предприятию. Сотрудники медкабинета в этом случае должны быть оформлены в штат предприятия в соответствии с трудовым законодательством.

Теперь эксклюзивно представлять оба бренда на российском рынке будет компания «Мезо-Эксперт» – медиц…

Внимание! Представители надзорных служб должны осуществлять свои полномочия только при личном присутствии предпринимателя или его доверенного представителя. Наёмные работники не могут давать объяснения от лица руководителя. Они вправе общаться с инспекторами только в рамках должностной инструкции.

Теперь в обязанность работодателя входит лишь направление перечня контингентов профессий в территориальный орган Роспотребнадзора по своему фактическому месторасположению в течение 10 дней после его утверждения.

Проверки стоматологических кабинетов (клиник): виды, периодичность, последствия

Лицензии на оказание медицинских услуг не имеют определенного срока действия и действуют вплоть до момента приостановления либо отзыва.

Отметим, что на эту тему ранее не было постановления Правительства — этой новый в истории российского здравоохранения документ.

Если в санитарно-бытовом помещении инспектор увидит грязный кулер, он запросит договор на его саночистку. Не будет договора – штраф. Будет договор – заставит устранить нарушения требований к питьевой воде. При этом не только руководитель будет отвечать за нарушения. Инспектор запросит с вас приказ о назначении ответственного за осуществление производственного санитарного контроля. Нелишне еще раз напомнить, что все нововведенные требования относятся к медицинской деятельности в области косметологии и пластической хирургии.

Новый приказ закрепил обязанность работодателя по организации проведения медосмотров работников, а также определил ответственность медицинской организации за качество их проведения.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск — ориентированного подхода).

Проверка может проводиться только в соответствии с полномочиями органа государственного контроля и их должностных лиц. Иные сведения, которые должны быть указаны в распоряжении или приказе, определены в ч.

1. Кому необходимо проводить предрейсовый медосмотр?

Согласно ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней. Такие углубленные медицинские осмотры могут проводиться в условиях консультативной поликлиники или стационара центра профпатологии.

Лицензионные проверки медицинской деятельности

Проведение лицензионных проверок является одним из мероприятий по контролю, проводимых органом контроля в отношении медицинских организаций для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), выполняемых ими работ, предоставляемых услуг, производимых и реализуемых товаров, обязательным лицензионным требованиям.

Лицензирование медицинской деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) и Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 ) (далее — Положение о лицензировании).

Органы, уполномоченные осуществлять лицензирование

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных в области лицензирования приведен в п. 2 Положения о лицензировании:

  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в отношении:
    • медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
    • медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

    * 03 октября 2016 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которым органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамент здравоохранения города Москвы, Минздрав Московской области) будут осуществлять полномочия по лицензированию только в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов РФ лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.

    Основной лицензионный контроль в отношении организаций (лицензиатов), в том числе медицинской деятельности, за исключением лицензионного контроля в отношении лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, будут осуществлять органы Росздравнадзора. Подобные полномочия Росздравнадзору переданы на основании Федерального закона от 05.04.2016 № 93-ФЗ.

    Следует отметить, что внеплановые проверки органы Росздравнадзора проводят уже с октября 2016 года.

    Что касается полномочий по проведению плановых проверок соблюдения лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то органы Росздравнадзора начнут их реализовывать с января 2017 года (письмо Росздравнадзора от 03.11.2016 № 02И-2155/16).

    Кроме того, указанным нормативным правовым актом органы Росздравнадзора также наделяются полномочием по приостановлению, возобновлению действия и аннулирования лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования деятельности. Отметим, что порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Аннулирование лицензии на сегодняшний день является полномочием суда, а не Росздравнадзора.

    Лицензирующие органы некоторых субъектов РФ

    В нормативно-правовых актах субъектов РФ определяется орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, например:

    • Департамент здравоохранения г. Москвы (п. 4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 № 425-ПП );
    • Министерство здравоохранения Московской области (п. 12.5 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28).

    Лицензионные требования к соискателю лицензии

    • наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
    • наличие принадлежащих соискателю лицензии медицинских изделий, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
    • наличие работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
    • иные требования, указанные в п.4 Положения о лицензировании.

    Лицензионные требования к лицензиату

    • соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
    • соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
    • соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
    • соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету ;
    • повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет;
    • Иные требования, указанные в п.5 Положения о лицензировании.

    Правовое регулирование лицензионных проверок

    К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом о лицензировании.

    Виды и формы лицензионных проверок

    • В отношении лицензиата проверки могут быть документарными или выездными, кроме того они бывают плановыми и внеплановыми.
    • В отношении соискателя лицензирующий орган проводит документарную и внеплановую выездную проверку, по итогам которых принимается решение о выдаче лицензии.

    Предмет проверки соответствия лицензионным требованиям

    Предметом плановой или внеплановой проверки, проводимой лицензирующим органом, является соблюдение лицензиатом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами в области лицензирования.

    Лицензионные требования

    Требования соискателю лицензии и лицензиату перечислены в п.п. 4 и 5 Положения о лицензировании. Напоминаем, что соискатель — это субъект медицинской деятельности, получающий лицензию впервые, тогда как лицензиат — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

    Основания проведения плановой лицензионной проверки

    Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом, а также согласованным с Генеральной прокуратурой РФ (ч.8 ст. 19 Закона о лицензировании).

    Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

    • истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
    • истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
    • истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере (ч.9 ст. 19 закона о лицензировании).

    Периодичность проведения плановой проверки

    Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» предусмотрена особая периодичность проведения плановых проверок для организаций здравоохранения, осуществляющих оказание:

    • амбулаторно-поликлинической медицинской помощи — не чаще 1 раза в год;
    • стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи — не чаще 1 раза в 2 года;
    • скорой медицинской помощи — не чаще 1 раза в 2 года.

    Основания проведения внеплановой лицензионной проверки

    • представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии (для соискателей лицензии) или о переоформлении лицензии (для лицензиатов);
    • истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
    • поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
    • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Закона № 99-ФЗ;
    • наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
    • наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    Предмет внеплановой лицензионной проверки

    Внеплановые проверки подразумевают под собой совокупность мероприятий по контролю за соблюдением лицензионного законодательства в целом, проводимых лицензирующим органом в отношении соискателей лицензии или лицензиатов без включения в план лицензирующего органа по осуществлению мероприятий лицензионного контроля.

    Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата, в отдельных случаях, например, в случае переоформления лицензии в связи с намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии или осуществлять перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, соответствии в первую очередь являются:

    • состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности,
    • наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (с ч. 5 ст. 19 Закона о лицензировании).

    Уведомление о проведении проверки

    Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату, в случае поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

    Согласование проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры

    Документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры.

    Исключения составляют внеплановые выездные проверки, проводимые лицензирующим органом, в случае поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. Данный вид проверок может быть проведен после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

    Также в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

    Особенности проведения проверок при переоформлении лицензии

    Вид и форма проверки при переоформлении лицензии зависит от применяемой процедуры переоформления лицензии: простой или сложной.

    Кто проверяет лицензированный мед кабинет предприятия и с какой периодичностью

    Кафедры судебной медицины медицинских вуЗов Учреждения подчиненные Главному военно-медицинскому управлению Министерства обороны рф

    Правоприменительная практика знает 3 пути лицензирования медицинского кабинета в образовательном учреждении:

      Получением лицензии занимается то учреждение образования, в котором находится медицинский кабинет. На такую необходимость указывает, например, Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания (решение от 05.04.2012 по делу № 72-23/2012).

    Получением лицензии занимается то учреждение здравоохранения (иная организация или ИП), которое организует медицинский кабинет в образовательном учреждении. Например, в Волгограде медицинский и стоматологический кабинеты являются структурными подразделениями соответствующего медицинского учреждения (решение Волгоградской городской думы от 23.12.2013 № 9/192).

  • Получением лицензии занимаются учреждение образования (медицинская деятельность заявляется как один из видов деятельности) и учреждение здравоохранения (медицинский кабинет указывается как отдельное место осуществления медицинской деятельности) совместно. В таком случае медицинский кабинет совместными силами обеих организаций потенциально сможет оказывать помощь детям более качественно, гарантированно, без перебоев (например, в случае расторжения договора между организациями, переоформления лицензии и т. п.). Однако в силу дублирования затрат бюджетных средств и ресурсов этот способ наименее распространен.

В настоящей статье мы подразумеваем, что соискатели лицензий действуют добросовестно и соблюдают все лицензионные требования:

  • имеют на законном основании удовлетворяющие требованиям помещения;
  • нужное медицинское оборудование, изделия;
  • у руководителей и сотрудников есть высшее медицинское образование с необходимым стажем работы по специальности;
  • организация соблюдает порядки оказания медицинской помощи (например, порядок оказания педиатрической помощи, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н).

ВАЖНО! Некоторые этапы и (или) документы сами по себе требуют осуществления большого объема подготовительной работы, например, получение санитарно-эпидемиологического заключения. В связи с этим не будем останавливаться предметно на каждом этапе.

Выдачу лицензий на осуществление медицинской деятельности — в зависимости от характеристик субъекта и самой деятельности — осуществляют территориальные органы Росздравнадзора РФ или органы исполнительной власти субъекта РФ.

В простом случае лицензирования медицинского кабинета в образовательном учреждениилицензию необходимо получать в органе исполнительной власти субъекта (например, Департамент здравоохранения города Москвы, Министерство здравоохранения Краснодарского края и т. п.).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Исключение из общих правил лицензирования составляют все частные медицинские кабинеты в учреждениях «Сколково», так как федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ для них предусмотрен отличный от общего порядок лицензирования.

Российский центр судебно-медицинской
экспертизы Федерального агентства по
здравоохранению и социальному
развитию (РЦСМЭ).

Бюро судебно-медицинской экспертизы органов
управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации (БСМЭ).

Судебно-медицинские экспертные
подразделения в составе медико-санитарных
частей Федерального медико-биологического
агентства России (ФМБА).

Главный государственный центр
судебно-медицинских и криминалистических
экспертиз Министерства обороны РФ
(ГГЦСМКЭ) [2] .

Судебно-медицинские лаборатории
военно-медицинских учреждений
Министерства обороны РФ.

Основной структурной единицей,
осуществляющей судебно-медицинскую
экспертную деятельность в РФ, являются
Бюро судебно-медицинской экспертизы
(БСМЭ). БСМЭ организованы на уровне
субъектов Российской Федерации (области,
края, республики), организационно-методически
подчиняются РЦСМЭ, а по
административно-хозяйственной линии
находятся в подчинении органов управления
здравоохранением субъектов федерации.

В компетенцию БСМЭ входит:

судебно-медицинская экспертиза и
исследование трупа;

судебно-медицинская экспертиза и
обследование потерпевших, обвиняемых
и других лиц;

судебно-медицинская экспертиза
вещественных доказательств и исследование
биологических объектов:

Под государственным контролем понимается деятельность уполномоченных органов публичной администрации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений медицинскими (фармацевтическими) организациями требований, установленных действующим законодательством. Государственный контроль проводится посредством:

  • Организации и проведения проверок;
  • принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности медицинскими (фармацевтическими) организациями.

Лицензионный контроль в здравоохранении является одним из видов государственного контроля в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций.

Лицензионные требования при осуществлении медицинской деятельности

К соискателю лицензии на осуществление
медицинской деятельности и к лицензиату
при осуществлении им медицинской
деятельности предъявляются лицензионные
требования, объем и содержание которых
не одинаков. Очевидно, что к лицензиату
объем таких требований выше, чем к
соискателю лицензии.

Осуществление медицинской деятельности
с грубым нарушением лицензионных
требований влечет за собой административную
ответственность. Исчерпывающий перечень
грубых нарушений лицензионных требований
содержится в Постановлении № 291.

состоит в принудительном безвозмездном
обращении в федеральную собственность
или в собственность субъекта Российской
Федерации не изъятых из оборота вещей.
Конфискация налагается только по решению
суда и может быть установлена исключительно
в случаях, прямо указанных в норме КоАП
РФ об ответственности за конкретное
административное правонарушение
(например, за осуществление
предпринимательской деятельности без
специального разрешения (лицензии),
если такое разрешение (такая лицензия)
обязательно (обязательна) – ч. 2 ст. 14 КоАП
РФ).

Кодексом определены некоторые
категории лиц, к которым данный вид
административного наказания не может
быть применен. Так, конфискация охотничьего
оружия, боевых припасов и других
дозволенных орудий охоты или рыболовства
не может применяться к лицам, для которых
охота или рыболовство является основным
законным источником средств к
существованию.

Лицензионные требования для конкретного вида деятельности в здравоохранении устанавливаются следующими постановлениями Правительством Российской Федерации:

  • Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)» (ред. от 15.04.2013);
  • Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее — Постановление Правительства РФ № 1081) (ред. от 15.04.2013);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (ред. от 06.08.2015);
  • Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» (ред. от 06.03.2015);
  • Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012. № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (ред. от 06.03.2015).

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

В каждом Постановлении Правительства о лицензировании определенного вида деятельности, утвержден перечень нарушений лицензионных требований, которые делятся на грубые и негрубые нарушения.

Однако для окончательной квалификации грубых нарушений, необходимо учитывать обязательность наличия последствий, указанных в п. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ:

  • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • Человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Лицензиат может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за нарушение действующего законодательства в области лицензирования.

В соответствии со ст. 171 УК РФ в случае, если причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере при осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности без лицензии (в случаях, когда такая лицензия обязательна), может наступить уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ареста на срок до шести месяцев.

Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

В соответствии со ст. 235 УК РФ, если причинен по неосторожности вред здоровью человека при осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности (если такая лицензия обязательна), может наступить уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Если это же деяние повлекло по неосторожности смерть человека, то оно наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Права лицензирующего органа при проведении проверки

Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (ред. от 28.04.2015) утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области лицензирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector