Применение наручников закон о полиции

Применение наручников закон о полиции

Статья 21. Применение специальных средств

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 12 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 15 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Применение наручников

В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции.

Немного истории

Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда. С изобретением железа появились и первые наручники, которые постепенно вытеснили деревянные колодки. Поиски оптимальной конструкции наручников велись в Европе и Америке. Английская компания Hiatt представила первые наручники с замком и ключом. Они получили название Darby (ручные кандалы). Они одевались как на руки, так и на ноги, но имели существенный недостаток — их размер не регулировался. В 1862 г. инженеры американской компании Tower изобрели и запатентовали наручники размер, которых мог регулироваться.

Первые советские наручники были изготовлены еще в 30-х годах минувшего столетия и получили название «БР» — браслеты ручные. Они модифицировались, но, в целом, каких-либо серьезных конструктивных изменений не произошло.

Правовой основой для использования спецсредств в советское время был знаменитый приказ МВД 1962 г., который разрешал милиции применять наручники.

Применение наручников полицией

Сразу следует сказать, что порядок и основания применения наручников регламентированы законодательством РФ только для работников полиции, сотрудников частных охранных агентств и детективов. Простые граждане также могут использовать наручники. Главное не нарушать УК РФ. В случае обнаружения полицейским наручников у гражданина, они могут быть изъяты. Это будет противозаконно, т. к. ни уголовный и ни административный кодекс РФ не предусматривает ответственность за хранение и ношение наручников гражданами.

Действующий закон РФ «О полиции» определяет порядок применения наручников сотрудниками полиции. Защитники правопорядка имеют право применять наручники:

— когда лицо оказывает физическое сопротивление сотруднику, при задержании преступника на месте преступления и пытающегося скрыться

-для доставления правонарушителя в органы полиции.

Тот же закон налагает запрет на использование наручников в отношении:

— малолетних детей до 14 лет

Как видно из закона, основное целевое предназначение спецсредств (наручников) — в недопущении (блокировании) действий правонарушителя, которые могут угрожать полицейскому.

Но, как показывает правоприменительная деятельность, не всё так просто и однозначно с применением наручников, что дает возможность толковать нормы закона двояко.

Для примера можно рассмотреть административное задержание. Оно должно начинаться полицейским с надевания наручников нарушителю, предварительно объявив ему о задержании. Задержанный должен протянуть руки, тем самым облегчив задачу полицейскому. Это вариант, когда задержанный идет на сотрудничество в деле своего задержания. Надев наручники, полицейский обеспечивает себе физическое преимущество над задержанным, эффективно ограничивает возможности задержанного лица к побегу и совершению правонарушений. Далее задержанный препровождается в органы полиции для составления административных материалов.

Сразу же возникает множество вопросов. Как должны полицейским одеваться наручники задержанному? Федеральным Законом (внутренними нормативными актами полиции) это не регламентируется. На практике наиболее часто наручники одеваются на задержанного в положении «руки спереди» или «руки сзади». Само название спецсредства «наручники» уже говорит о том, что их необходимо застегивать на руках (запястьях). В полицейской практике иногда задержанного пристегивают к батарее, машине, надевают наручники на ноги, пристегивают руку к ноге, а самые изобретательные правоохранители умудряются пристегнуть разные руки и ноги за спиной. Безусловно, эти способы использования наручников являются антигуманными и должны находить свою правовую оценку (квалифицироваться как превышение полицейским своих должностных полномочий). Законом время пребывания в наручниках не ограничено.

Неправильное применение наручников работниками полиции, например туго надетые на запястья, может привести к телесным повреждениям у задержанного на запястьях в виде кровоподтеков, ссадин и опухания кистей рук, а так же к более серьезным повреждениям конечностей.

Следует знать, что для безопасного нахождения в наручниках плотность зажима запястий наручниками должна быть определенной (для предотвращения травм под надетый наручник должен заходить только один мизинец). Если наручники затянуты сильнее, возможны нарушения кровоснабжения в кистях задержанного, что может привести к травме рук. Лицо, в отношении которого применены наручники, должно находиться под наблюдением. Задержанного правонарушителя нельзя в наручниках класть на живот, необходимо проверять руки задержанного каждый час.

В практике применения наручников возникает еще один закономерный вопрос: «А все ли модификации наручников могут быть использованы в деятельности полиции РФ»? Стопроцентная уверенность в законности применении наручников может быть, если они выданы в дежурной части полиции и имеется соответствующая отметка в книге выдачи с подписью выдавшего и получившего полицейского.

Законодательством РФ предусмотрена обязательная юридическая фиксация факта использования наручников. Сотрудником полиции в обязательном порядке составляется протокол. В нем фиксируется сам факт применения наручников и время, когда они одеты и сняты. Факт доставки задержанного правонарушителя обязательно должен регистрироваться оперативным дежурным дежурной части в специальном журнале доставленных в дежурную часть полиции. Документального фиксирования факта применения наручников к задержанному требует и Устав патрульно-постовой службы полиции. В рапорте полицейского обязательно должен быть отражен факт применения наручников. На практике это делается крайне редко.

Читать еще:  Штрафы ГИБДД с фото в 2020 году

Важной является информация о том, находился ли полицейский в момент задержания на службе или это было его личное время. Для подтверждения информации суд затребует копию наряда на службу из подразделения полиции. Если вы попали в ситуацию, когда по отношению к вам незаконно были применены наручники, то незамедлительно следует сообщить на горячую линию МВД России 8-800-222-74-47. Такое обращение обязательно будет зафиксировано и, в случае дальнейшего судебного разбирательства, будет трактоваться в вашу пользу.

Но самым весомым аргументом для суда будет судебно-медицинское исследование (заключение), в котором будет зафиксировано, что вред вашему здоровью в виде (название заболевания) наступил в результате применения наручников. В медицинском заключении должна быть указана причинно-следственная связь между действиями сотрудника полиции по использованию наручников и последствий в виде имеющегося медицинского диагноза.

Применение наручников охранником и гражданскими лицами

Применение спецсредств (наручников) частными охранниками, детективами законодательно урегулировано Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и Постановлением Правительства РФ No587. Законодательство дает право применять наручники частному охраннику в следующих ситуациях:

1) при нападении на него и охраняемых лиц, когда их жизнь и здоровье подвергается реальной угрозе;

2) в отношении правонарушителей, которые посягают на охраняемое им имущество и оказывают физическое сопротивление.

Нападением признается действие по проникновению на охраняемый объект, попытка захвата (хищения, уничтожения) всех видов собственности, а также нападение на сотрудников охраны. Специальные средства (наручники) должны применяться частными охранниками с соблюдением:

1. Определенного порядка действий

Вначале следует предупредить о применении спецсредств. После использования спецсредств, в случае необходимости, нарушителю должна быть оказана доврачебная помощь. Обязательным является уведомление о происшедшем полицию.

2. Правил содержания задержанного

Охранник обязан следить за состоянием задержанного до прибытия полиции.

Частным охранниками и детективам запрещается использовать наручники:

а) при задержании беременных женщин;

в) несовершеннолетних (до 18 лет).

Вне охраняемого объекта (в ситуации, когда он является свидетелем совершения преступления) частный охранник или детектив может так же использовать спецсредства (наручники), но уже как частное лицо. Его действия будут квалифицироваться законом как необходимая оборона (ст.37 УК РФ) или задержание преступника (ст.38 УК РФ).

Незаконное применение наручников, ответственность

Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:

1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).

2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)

На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции — явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) — из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.

Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).

Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.

Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему — заявителю телесные повреждения.

К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.). В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу. К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.

Заключение. Безнаказанность порождает произвол и новые правонарушения.

Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.

Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

Читать еще:  Куда жаловаться на департамент транспорта москвы

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 21 Закона о Полиции

1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.

2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.

3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин «задержание». Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.

5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).

6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.

7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований («оснований полагать») является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.

8. В случае применения или использования специальных средств начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

9. Если будет доказано, что специальные средства применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

10. В пункте 9 ч. 1 комментируемой статьи упомянуто право сотрудника полиции требовать остановки транспортного средства. Данное право закреплено в п. 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Требование об остановке транспортного средства может быть подано с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте.

11. Под водителем в комментируемом Федеральном законе понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем является и погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Между тем данное лицо может быть включено в круг тех водителей, о которых идет речь в комментируемом Федеральном законе, лишь применительно к содержанию п. 20 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. Одним из специальных средств названы служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171.

13. В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.

14. Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.

15. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.

16. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.

17. Массовые беспорядки — это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

18. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

19. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

20. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

21. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

22. О понятии «средство связи» см. комментарий к ст. 48 настоящего Федерального закона.

23. См. также комментарий к ст. ст. 1, 2, 6, 12 — 14, 20 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Применение специальных средств

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

Читать еще:  Куда подать жалобу на маршрутку

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 21. Применение специальных средств

» Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».».

47. В подпункте 74.2 слова «и организации дорожного движения» заменить словами «и организации дорожного движения «.

24. Участковый уполномоченный полиции несет службу в форменной одежде . По указанию начальника территориального органа МВД России или его заместителя — начальника полиции участковый уполномоченный полиции может нести службу без форменной одежды, кроме случая, предусмотренного пунктом 42 настоящего Наставления. При этом участковый уполномоченный полиции обязан иметь при себе служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером.

Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».

74.2. Посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения .

Правовые основания применения сотрудником полиции физической силы, наручников и огнестрельного оружия

Правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентированы Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[1].

Часть 1 статьи 20 Закона о полиции устанавливает, что сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

При этом, сотрудник вправе применять физическую силу и во всех тех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статьей 21 Закона о полиции установлено право сотрудников полиции применять специальные средства, в том числе наручники, в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

К специальным средствам, помимо наручников, которые сотрудники полиции могут применять в вышеперечисленных случаях относятся также палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, при отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, специальные окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебных животных, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, средства разрушения преград.

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение огнестрельного оружия. При этом, закон запрещает применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; а также в случае пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если такие мероприятия не носят насильственный характер и не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия является крайней мерой, но, тем не менее, закон предусматривает достаточно широкий перечень законных оснований для его применения, которые установлены статьей 23 Закона о полиции. Так, сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие для: 1) защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; 2) пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; 3) освобождения заложников; 4) задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; 5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; 6) отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; 7) пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц; 8) остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан; 9) обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции; 10) разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции; 11) производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

При этом, части 5, 6 статьи 23 Закона о полиции содержит прямой запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, а также при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Старший юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Гатчинскому району ЛО

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector