Оценка имущества организации в целях налогообложения

Оценка имущества организации в целях налогообложения

Оценка имущества и обязательств организации

Оценка имущества организации для налогообложения, оценка имущества организации должника в СПб. Обращайтесь!

Имущество и обязательства организаций и предприятий оценивают в денежном выражении, и отражают в бухгалтерском балансе. Эти данные применяются в различных целях, в том числе для того, чтобы начислить налог. При оценке имущества, полученного безвозмездно, нужно оценить его рыночную стоимость на дату постановки на баланс. Методы оценки регулируются действующим законодательством.

Оценка имущества организации должника

Действующее законодательство не обязывает арбитражных управляющих во всех случаях заказывать независимую оценку недвижимости и прочего имущества предприятий должников. Обязательной она является только в случае требования хотя бы одного кредитора. Причем в этом требовании должно быть указано конкретное имущество, и проводится оценка стоимости только указанного имущества. В то же время законодательство не запрещает арбитражным управляющим в случае необходимости обращаться за оценкой к независимым оценщикам и без требования кредиторов. В таком случае оплата работ по оценке производится во второй очереди за счет должника.

Оценка имущества организации в целях налогообложения

Налогом на имущество облагается недвижимость, а также технологическое оборудование и другое движимое имущество. Оценка имущества организации для целей налогообложения выполняется в соответствии с налоговым кодексом и другими законодательными актами.

Изменения в законодательстве часто приводят к тому, что организация самостоятельно неправильно исчисляет налог, что приводит либо к переплате, либо к штрафным санкциям, в зависимости от того, увеличена, или уменьшена была принятая база налогообложения.

Для того чтобы сумма исчисляемого налога соответствовала реальности, необходима оценка имущественного комплекса организации независимым оценщиком, и полученная оценочная стоимость будет основой для определения базы налогообложения

Если вам требуется оценка имущества организации для налогообложения в Санкт-Петербурге и области, наши специалисты сделают это оперативно и качественно, с учетом актуальных законодательных норм.

Мы проводим оценочные работы в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ с выдачей отчета об оценке, а так же осуществляем досудебную и судебную экспертизу в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ с выдачей заключения специалиста или экспертного заключения.

Наши преимущества

  • ООО «Северо-западное проектно-экспертное бюро+» оказывает оценочные и экспертные услуги уже более 14 лет и успело завоевать доверие многих организаций и частных клиентов, на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов РФ.
  • Приоритетом нашей деятельности является решение задач любой сложности и высокое качество результатов работы.
  • Для нас одинаково важен каждый клиент, поэтому мы стремимся всегда найти индивидуальный подход к любому заказчику, будь то юридическое или физическое лицо.
  • Понимая, как важен фактор времени, мы выезжаем на оцениваемый объект исключительно тогда, когда это удобно нашим заказчикам.
  • Стоимость наших услуг находится на вполне приемлемом уровне, кроме того, мы рады предоставить скидки отдельным категориям заказчиков и в том случае, если клиент доверяет нам оценку повторно.
  • Мы осуществляем оформление отчетов и экспертиз в соответствии со всеми нормами законодательства РФ в области оценки и судебной экспертизы.
  • Готовый отчет нашего специалиста проходит несколько стадий проверки, что является дополнительной гарантией надежности результата.
  • Итоговый документ о проведенной экспертизе имеет полную юридическую силу для предоставления в судебных и любых других государственных инстанциях.
  • Мы гарантируем неразглашение всей информацией, предоставляемой нам клиентом для проведения необходимых работ.
  • Мы несем полную ответственность за свою деятельность, что подкреплено Договором страхования: Гражданская ответственность ИСПОЛНИТЕЛЯ застрахована в ООО «Русское страховое общество «ЕВРОИНС»». Полис страхования ответственности за нарушение договора на проведение оценки и ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц при осуществлении оценочной деятельности СПФ/18/ГОоц № 101040 от «01» октября 2018 г. Страховая сумма по вышеуказанному страховому полису установлена равной страховая сумма 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей, срок действия до «30» сентября 2019 г. Объектом по данному виду страхования являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности ИСПОЛНИТЕЛЯ по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба ЗАКАЗЧИКУ, заключившему договор на проведение оценки, и/или третьим лицам.

Две стороны одной медали: налоговые последствия при проведении оценки активов и оценка для правильного исчисления налогов

Олег Садовский, управляющий партнер REGAL Consulting

Каждая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью определить стоимость того или иного имущества, а для каждого руководителя или акционера компании обоснованное представление о стоимости всего бизнеса, безусловно, позволяет принимать более взвешенные стратегические решения относительно дальнейшего развития компании, либо решения по реализации прав собственника.

Существуют случаи, когда проведение оценки продиктовано соответствующими законодательными актами и организации обязаны проводить оценку. Но в ряде случаев проведение процедуры определения рыночной стоимости только рекомендуется.

В любом случае, если компания приняла решение об осуществлении оценки того или иного вида актива, для тех или иных целей важно понимать возможные последствия при использовании результатов оценки и их отражении в бухгалтерском и налогом учетах.

В рамках настоящей статьи раскрыты наиболее актуальные налоговые вопросы, связанные с оценкой и ее применением в бизнесе.

1. Обоснование рыночной цены сделки

Трансфертное ценообразование – довольно насущная проблема всех холдинговых структур. Именно для ограничения возможностей «игры» с ценами на товары, работы, услуги были прописаны отдельные нормы в налоговом законодательстве, которые сокращают возможности переливания прибылей и убытков между компаниями.

Однако до настоящего времени данные нормы не работают так, как хотелось бы государственным органам. Законодатель уже не первый год разрабатывает проект Федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, который позволил бы контролировать цены сделок и вместе с тем не нарушал правовых основ.

В бухгалтерском учете любая операция отражается по цене, указанной в договоре, т.е. по фактическим затратам или доходам. Но налоговое законодательство предусматривает обязанность налогоплательщиков исчислять налоги исходя из рыночных цен, а также предусматривает право налоговых органов проверять соответствие цены сделки рынку.

Так согласно ст. 40 НК РФ пока не доказано обратное предполагается, что цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки в договоре, соответствует рыночному уровню цен. Доказывать «нерыночность» цены сделки налоговые органы имеют право в ограниченном количестве случаев, а именно:

  • если сделка произошла между взаимозависимыми лицами;
  • если осуществляются товарообменные или внешнеторговые операции;
  • если цена сделки отличается более чем на 20% от уровня цен реализации по иным аналогичным сделкам этой же организации.

Однозначно встанет вопрос цены сделки и при безвозмездной передачи товаров (работ, услуг). Поэтому, если Организация проводит реализацию по «льготной» цене или же происходит безвозмездная передача имущества, то важно обратить внимание на отражение такой операции в налоговом учете и иметь свое обоснование рыночной цены, для чего и может быть проведена независимая оценка.

1.1. Реализация имущества по льготным ценам внутрихолдинговым структурам

Сделки с имуществом являются довольно крупными сделками для любой компании, поэтому необходимо четко оценивать возможные налоговые риски в рамках каждой подобной сделки. Для их минимизации лучше иметь обоснование рыночной цены проведенной сделки. Для этого можно воспользоваться услугами специализированной независимой оценочной компании, которая подготовит отчет об оценке, содержащий расчет рыночной стоимости имущества исходя из условий конкретной сделки и характера реализуемого имущества. Именно поэтому результаты такой оценки могут служить обоснованием рыночной цены.

Тем не менее, необходимо понимать, что безупречным доказательством рыночной стоимости проданного (или приобретенного) имущества отчет по оценки служить не может ввиду того, что налоговые органы имеют полное право оспаривать результаты оценки. Однако при этом проверяющие должны будут приводить свои аргументы, для чего им придется обратиться за экспертным заключением к аналогичному независимому оценщику.

В случае если сделка по реализации имущества уже произошла, при этом оценка для определения рыночной цены не проводилась, то для снижения налоговых рисков также рекомендуется провести оценку.

По результатам проведенной оценки станет понятным насколько отклоняется цена сделки от рыночной цены. Если цена сделки ниже или выше рыночной цены более чем на 20%, то во избежание налоговых рисков (штрафов и пеней) лучше пересчитать налоговые платежи в налоговых регистрах с учетом цены сделки, определенной по результатам независимой оценки.

Таким образом, бухгалтерский учет будет отражать записи исходя из данных договоров, а в налоговом учете налоговая база по налогу на прибыль и налоговая база по налогу на добавленную стоимость будут определены исходя из рыночной цены сделки. В этом случае налоговые риски минимальны.

1.2. Безвозмездная передача имущества

Если Организация, осуществляет безвозмездную передачу имущества, она сталкивается с возникновением обязательств по исчислению НДС в рамках осуществления подобной операции.

Так, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг), а именно передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на возмездной или безвозмездной основе (статья 146 НК РФ).

При определении налоговой базы по НДС в соответствие с требованиями статьи 153 Налогового кодекса РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов полученных налогоплательщиком в размере возможной рыночной оценки. Пункт 2 статьи 154 НК РФ дает более четкий регламент при исчислении налоговой базы: база будет определяться как стоимость безвозмездно переданного имущества в порядке, закрепленном в статье 40 НК РФ.

Также, у Организации, получившей имущество безвозмездно, возникает обязанность по исчислению налога на прибыль.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль необходимо отразить доход во внереализационных доходах в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) при этом размер такого дохода должен быть определен также с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса РФ, основные требования которой к определению цены сделки были приведены выше.

Таким образом, если осуществляется безвозмездная передача имущества, то обеим сторонам сделки необходимо определять рыночную стоимость передаваемого объекта. При этом лучше использовать результат, полученных в рамках проведенной одной независимой оценки, что позволит избежать расхождений в рыночной цене и тем самым снизить налоговые риски.

2. Налоговые последствия в результате переоценки активов

Экономика не стоит на месте, постоянно развивается. Под влиянием внешних факторов складываются определенные рыночные тенденции, которые, безусловно, влияют на бизнес каждой компании и, соответственно, на ее общую капитализацию и стоимость активов.

Балансовая стоимость активов компании в течение определенного времени может существенно отличаться от их реальной рыночной стоимости. Для того чтобы привести балансовую стоимость активов в соответствие с их рыночной стоимостью можно провести переоценку активов и многие организации пользуются этим правом.

Как правило, переоценка приводит к увеличению балансовой стоимости активов, поэтому ее проводят организации, которые имеют определенную заинтересованность в позитивном восприятии на рынке. Например, при планируемой продаже бизнеса или каких-либо активов, а также при намерении организации получить кредит.

Результаты переоценки активов находят свое отражение на счетах бухгалтерского учета, а соответственно, и в бухгалтерской отчетности, и тем самым оказывают прямое влияние на размер чистых активов организации. Однако помимо использования данного показателя в управленческих целях необходимо понимать, возможные налоговые последствия после проведения переоценки.

Непосредственно оценка, которая связана с изменением стоимости активов компании, т.е. их дооценка или уценка, в налоговом учете не отражается.

Налоговое законодательство определяет, что первоначальная стоимость основных средств не изменяется в результате переоценки объектов основных средств: сумма дооценки не признается доходом для целей исчисления налога на прибыль, а сумма уценки не признается расходом. Соответственно, результаты переоценки не учитываются и при исчислении амортизации.

Аналогичная ситуация складывается и при переоценке нематериальных активов.

Тем не менее, изменение стоимости имущества на балансе организации напрямую влияет на размер исчисляемого налога на имущество:

Налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, при этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и рассчитывается по остаточной стоимости имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, прослеживается прямая зависимость суммы налога на имущество от результатов проведенной переоценки.

Всегда важно просчитать влияние переоценки основных средств на налог на имущество:

1) дооценка основных средств приведет к увеличению налога на имущество в среднем на 2,2 % от суммы дооценки (при ставке налога на имущество — 2,2%)
2) уценка основных средств приведет к обратному эффекту – налог на имущество будет снижен в среднем на 2,2% от суммы уценки (при ставке налога на имущество – 2,2 %).

Нужно отметить, что на размер налога на имущество влияет исключительно переоценка основных средств, переоценка нематериальных активов на его величину не влияет.

Несмотря на то, что переоценка активов напрямую не оказывает влияния на налог на прибыль, при определенных условиях косвенное влияние будет происходить:

Результаты переоценки активов не влияют напрямую на налог на прибыль, но при этом оказывают опосредованное воздействие. Так если организация имеет контролируемую задолженность по долговым обязательствам, то размер предельных процентов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, определяется с учетом показателя чистых активов (статья 269 НК РФ). При увеличении размера чистых активов организации также будет увеличиваться и размер вычитаемых расходов в виде процентов по долговым обязательствам в целях исчисления налога на прибыль. Т.е. дооценка активов организации позволит увеличить расходы в виде процентов и уменьшить налог на прибыль.

Читать еще:  Максимальная сумма договора услуг с ип

На практике организации могут столкнуться с вопросами об исчислении налога на прибыль при осуществлении отдельных операций с ценными бумагами и влиянии проведенной оценки на налоговые платежи. Рассмотрим несколько распространенных случаев, в которых можно использовать оценку акций, находящихся на балансе компании-держателя.

Например, можно переоценить акции, находящиеся на балансе компании-держателя и отраженные по стоимости приобретения для их внесения в уставный капитал аффилированного юридического лица. При этом произведенная переоценка акций для управленческих целей (в бухгалтерском учете) позволит достичь увеличения чистых активов компании-держателя и не будет иметь никаких налоговых последствий (в налоговом учете акции будут учитываться по цене фактических затрат на приобретение). Вместе с тем, вклад в уставный капитал аффилированного юридического лица будет осуществлен по рыночной стоимости, что найдет свое отражение на балансе этой компании.

Налог на прибыль с такой операции не возникает в соответствии с положениями статьи 277 Налогового кодекса РФ.

Другой часто встречающийся на практике случай — реализация ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В этом случае возникает необходимость обоснования цены сделки (см. п.2 данной статьи подробнее).

Фактическая цена сделки, зафиксированная в договоре, для целей налогообложения применяется только, если такая цена не отклоняется более 20% от расчетной цены. Таким образом, для отражения операции реализации ценных бумаг в налоговом учете и исчисления налога на прибыль необходимо определить расчетную цену с использованием определенных законодательством методов оценки. И в данном случае оценку налогоплательщик может провести самостоятельно, а также имеет право обраться в специализированную организацию.

При этом главным требованием налогового законодательства является соблюдение порядка определения расчетной цены, установленного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Оформление результатов оценки

При использовании результатов оценки в целях налогообложения, равно как и при требованиях законодательства проводить оценку, необходимо не только иметь правильно определенную рыночную цену, но и документальное подтверждение полномочий оценщика, если привлекалась специализированная организация, а также документальное подтверждение порядка расчета цены.

Отчет специализированной организации должен быть составлен профессионально, т.е. соответствовать требованиям ФЗ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и стандартам и правилам, предъявляемым саморегулируемыми организациями оценщиков к своим членам.

В общем, методы и принципы проведения оценки в соответствии с законом об оценочной деятельности приближены к требованиям законодательства по бухгалтерскому учету и налоговому законодательству. В случае, если налоговому органу будет предоставлен отчет об оценки с обоснованием рыночной цены, например, имущества, стоимость которого нельзя установить из официальных источников, из специальных справочников или биржевой информации, налоговая будет вынуждена признать рыночной стоимость, указанную в отчете, либо доказать иное, что фактически не так просто сделать. Однако, если отчет об оценки формально не будет соответствовать ФЗ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, налоговый орган может доказать, что отчет является не действительным. Таким образом, чтобы отчет об оценке мог стать доказательством рыночной цены, он должен быть составлен и оформлен правильно.

При проведении оценочных работ, оценщик обязан разъяснить законодательство в сфере оценочной деятельности заказчику оценочных работ, а заказчик должен требовать соответствия требования ФЗ об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки от оценщика. В случае необходимости, заказчик может провести экспертизу отчета в саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик — данная процедура платная, но позволяет минимизировать риски признания отчета об оценки недействительным по формальным признакам.

Оценка имущества организации для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты и практические особенности оценки стоимости недвижимого имущества индивидуальным и массовым способами в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучение теоретических аспектов оценки недвижимости в России: классификация, особенности, факторы, определяющие стоимость недвижимости; анализ методических принципов индивидуальной и массовой оценки.

Содержание работы

Введение 3
Глава I 4
1.1.Мировая практика оценки объектов недвижимости 4
1.2.Исторический опыт России в области оценки недвижимости в целях ее налогообложения 5
Глава II 7
2.1.Понятие и методы оценки имущества в целях налогообложения 7
2.2 Оценка и учет как необходимые звенья механизма налогообложения объектов имущества 11
2.2.1.Оценка недвижимости для целей налогообложения 17
2.2.2.Оценка движимого имущества 19
2.2.3.Оценка земли для целей налогообложения 21
2.3.Проблемные вопросы налогообложения и оценки имущества 29
Заключение 33
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

Pasha_kursovik.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления финансами и налогового администрирования

Кафедра налоговой политики и налогообложения

по дисциплине «Региональное и местное налогообложение»

“ Оценка имущества организации для целей налогообложения”

очной формы обучения

специальности «Налоги и налогообложение»

4 курса 1 группы ………………………П.В. Трифонов

Ст. преподаватель ____________ А.В. Захарова

1.1.Мировая практика оценки объектов недвижимости 4

1.2.Исторический опыт России в области оценки недвижимости в целях ее налогообложения 5

2.1.Понятие и методы оценки имущества в целях налогообложения 7

2.2 Оценка и учет как необходимые звенья механизма налогообложения объектов имущества 11

2.2.1.Оценка недвижимости для целей налогообложения 17

2.2.2.Оценка движимого имущества 19

2.2.3.Оценка земли для целей налогообложения 21

2.3.Проблемные вопросы налогообложения и оценки имущества 29

Список используемых источников 35

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов.

Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формируют потребность в новой услуге — оценке стоимости объектов и прав собственности.

На сегодняшний день актуальность оценочной деятельности очень высока. Оценка представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразований в нашей стране. Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночной системе хозяйствования.
Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без представлений об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю.

Цель работы – изучить теоретические аспекты и практические особенности оценки стоимости недвижимого имущества индивидуальным и массовым способами в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучение теоретических аспектов оценки недвижимости в России: классификация, особенности, факторы, определяющие стоимость недвижимости; анализ методических принципов индивидуальной и массовой оценки.

1.1.Мировая практика оценки объектов недвижимости

Методика определения оценочной стоимости зарубежом базируется либо на сравнении продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости (Австралия, Дания, Швеция, а также Индонезия и Япония — для земельных участков), либо капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества (некоторые кантоны Швейцарии, отдельные объекты недвижимости в Дании и Швеции), либо затратном методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости (Индонезия, Япония и Южная Корея — для зданий), либо на сочетании всех трех перечисленных методов (США, Канада, Нидерланды). Практика применения того или иного метода оценки зависит от степени развитости рынка тех или иных объектов недвижимости.

Так, в Южной Корее, некоторых провинциях Канады, а также для строений, для которых не существует рынка в Голландии и Швеции, используется метод стоимости воспроизведения аналогичного объекта при существующих рыночных ценах на строительство на данной территории. В некоторых кантонах Швейцарии, отдельных штатах США, Дании подобный метод применяется в качестве справочного для корректировки и сравнения с методом оценки, основанном на цене продажи объекта недвижимости.

В Австралии, подход с точки зрения доходности на единицу площади объекта, используется для оценки недвижимого имущества в добывающей промышленности. Тот же подход применяется для сельскохозяйственной недвижимости в Швейцарии, некоторых штатах США и провинциях Канады.

Годовая рентная стоимость недвижимости используется во Франции и Великобритании. Во Франции, строения, относящиеся к жилому фонду, облагаются налогом отдельно от коммерческих и промышленных объектов. При этом вся совокупность жилого фонда разбита на восемь групп, к каждой из которых применяется собственная стоимость единицы площади объекта, рассчитанная на основе годовой рентной стоимости в базовом году, увеличенная на ежегодно устанавливаемый коэффициент пересчета. Земля, на которой расположены объекты жилого фонда, разбита на двенадцать групп, при аналогичном подходе к определению стоимости единицы ее площади. Для оценки стоимости коммерческих зданий и сооружений используется либо годовая рентная стоимость в базовом году, либо текущая годовая рентная стоимость. В некоторых случаях используется стоимость продажи аналогичных объектов недвижимости. Лишь для промышленных объектов недвижимости используется метод стоимости воспроизведения аналогичного объекта.

В Великобритании оценка стоимости недвижимости для целей налогообложения с применением рыночной рентной стоимости используется лишь в отношении нежилых объектов. Для жилого фонда установлена шкала стоимости, рассчитываемой на основе рентной стоимости, и к каждому шедулу данной шкалы применяются собственные ставки.

1.2.Исторический опыт России в области оценки недвижимости в целях ее налогообложения

В 1893 году Правительство России издало закон о переоценке всех видов недвижимого имущества в 34 губерниях. Одновременно с законом были утверждены «Правила оценки недвижимых имуществ», а 4 июня 1894 Министр финансов Витте утвердил инструкцию по разъяснению Закона, что дало мощный импульс для развития оценки и оценочной статистики.

Процедура определения налогооблагаемой базы по налогу на недвижимое имущество по закону 1893 г. показана на рис.3.

Рисунок 3 — Процедура определения налогооблагаемой базы по налогу на недвижимое имущество по закону 1893 г.

Организационная часть закона 1893 года предполагала создание губернских и уездных оценочных комиссий, состоявших из чиновников и представителей выборных органов, причем председательствовать в обеих комиссиях должны были соответствующие предводители дворянства.

Порядок организации оценки предполагал следующую последовательность действий:

  1. Уездная земская управа выполняет работу по разделению уезда на местности, угодья, разряды, определяет средние величины расходов и недоборов от пустых площадей в городе, принимает решение о процентном соотношении дохода от недвижимого имущества к его стоимости.
  2. Подготовленные уездной управой предложения рассматриваются уездной оценочной комиссией, которая принимает их в качестве основания для оценки и представляет на рассмотрение уездному земскому собранию.
  3. На основании замечаний отдельных землевладельцев и заключения уездного земского собрания, уездная оценочная комиссия может изменить (что не обязательно) основания для оценки, после чего их вместе с заключением уездного земского собрания передает на согласование губернской оценочной комиссии.
  4. Губернская оценочная комиссия, на которую возлагается роль объединения и согласования оценочных норм, передает их на согласование губернскому земскому собранию, а затем на утверждение губернатором.

Губернатор утверждал оценочные нормы доходности по видам недвижимого имущества, которые доводились до уездной Земской управы.

Таким образом, главная роль в установлении оценочных норм по закону 1893 года отводилась уездным оценочным комиссиям, которые лучше знали местные условия. При этом непосредственно оценкой каждой объекта занимались уездные земские управы, которые вели поземельные книги и инвентаризационные описи строений, собирали сведения об арендных платах, определяли доходность и т.д. Для оценки стоимости конкретной недвижимости владелец был обязан по требованию земской управы сообщить сведения о составе, ценности и доходности имущества с подтверждением соответствующими документами. Декларации владельцев проверялись страховыми и кредитными учреждениями, на основании сведений о продажах и арендной плате. На основании имеющихся материалов земская управа производила расчет доходности и результаты сообщала владельцу. По окончании работ по оценке составлялась общая ведомость оценок, которая публиковалась в открытой печати, таким образом, обеспечивая контроль общественного мнения.

Как видно из описания порядка организации оценки в соответствии с законом 1893 года, устанавливалась полная децентрализация земского кадастра.

Следствием явилась невозможность создания единообразия оценки не только в масштабах государства, но и в масштабах отдельной губернии. Именно поэтому 18 января 1899 года был принят новый закон об оценке недвижимого имущества. В соответствии с новым законом, главным изменением в организации оценки стала передача права установления оценочных норм от уездных оценочных комиссий к губернским.

2.1.Понятие и методы оценки имущества в целях налогообложения

Оценка недвижимости и расчет налога на недвижимость являются отдельными, но тесно взаимосвязанными задачами. Условием эффективности налогообложения является равномерное распределение налогового бремени, обеспечивающее его справедливость. В этом случае для налогоплательщиков важно, что объекты оценивались единообразно, по стандартной методике, вне зависимости от широты кругозора оценщика и способностей добиться скидок.

Оценка недвижимости — это процесс присвоения каждому объекту недвижимости на территории определенной стоимости.

Само существование рынка недвижимости подразумевает наличие цены у объектов недвижимости. Однако эта рыночная цена всегда является предметом частной договоренности сторон. Поэтому она не является идеальным показателем конъюнктуры рынка, так как подвержена воздействию случайных и личных факторов.

В большинстве случаев, лица, занимающиеся налогообложением недвижимого имущества, используют не индивидуальную, а массовую оценку. Используя стандартные наборы данных, модели массовой оценки и процедуры обеспечения качества, они могут осуществить оценку большого числа объектов недвижимости при небольших затратах.

Индивидуальная оценка — оценка конкретного объекта недвижимости на конкретную дату. Рассмотрим, чем отличается массовая оценка от индивидуальной, какое между ними сходство, и каковы области применения различных методик оценки недвижимости.

Читать еще:  Куда пожаловаться на грязь в подъезде

В фундаментальном учебнике Международной Ассоциации налоговых оценщиков «Организация оценки и налогообложения недвижимости» под общей редакцией Дж.К.Эккерта дается следующее определение:

Массовая оценка — это систематическая оценка групп объектов недвижимости по состоянию на определенную дату, с использованием стандартных процедур и статистического анализа.

Массовая оценка имеет дело с оценкой большого количества объектов, которые, естественно, различаются между собой, поэтому вынужденным инструментом ее является применение стандартных методов к группам и классам объектов, что требует определенной работы по классификации и стратификации объектов. Разработка стандартных методов и приемов статистического анализа, описание правил их грамотного применения — это предмет массовой оценки как специальной отрасли теории оценки и прикладного анализа.

Область применения массовой оценки

Определение «массовая» относится к оценке, а не к объектам. Оно отмечает использование специальных приемов и методов оценки, а не массовый, типовой характер объектов, как считают многие российские специалисты-оценщики.

Следствием ошибочного понимания сочетания слов «массовая оценка» явилось противопоставление массовой и индивидуальной оценки, искусственное различение недвижимости жилого назначения и коммерческого и производственного назначения. При этом жилье считается объектами массового характера, а нежилые объекты описываются как объекты индивидуальные, плохо поддающиеся стандартизации, стоимость которых формируется под воздействием сочетания уникальных, специфических факторов. Это не совсем так.

Объекты недвижимости все в определенном смысле уникальны. Даже самые стандартные, типовые квартиры в одном доме различаются между собой — ориентация окон, этаж на котором расположена квартира, характеристики микро-соседства — шумные или тихие соседи, близость помойки и т.д. Нередко в одном и том же типовом доме одинаковые по числу комнат квартиры имеют разные планировки. Индивидуальные дома варьируют также очень сильно, разница между элитной виллой и расположенным по соседству деревенским домом так же огромна, как и различие между заводской конторой и офисом в бизнес-центре. Любой класс и группа объектов недвижимости содержит разнообразные, различные между собой объекты: — даже если значения многих характеристик совпадают, всегда найдется хотя бы одно различие, которым можно объяснить разницу стоимостей, и при желании обосновать уникальность.

Две стороны одной медали: налоговые последствия при проведении оценки активов и оценка для правильного исчисления налогов

Олег Садовский, управляющий партнер REGAL Consulting

Каждая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью определить стоимость того или иного имущества, а для каждого руководителя или акционера компании обоснованное представление о стоимости всего бизнеса, безусловно, позволяет принимать более взвешенные стратегические решения относительно дальнейшего развития компании, либо решения по реализации прав собственника.

Существуют случаи, когда проведение оценки продиктовано соответствующими законодательными актами и организации обязаны проводить оценку. Но в ряде случаев проведение процедуры определения рыночной стоимости только рекомендуется.

В любом случае, если компания приняла решение об осуществлении оценки того или иного вида актива, для тех или иных целей важно понимать возможные последствия при использовании результатов оценки и их отражении в бухгалтерском и налогом учетах.

В рамках настоящей статьи раскрыты наиболее актуальные налоговые вопросы, связанные с оценкой и ее применением в бизнесе.

1. Обоснование рыночной цены сделки

Трансфертное ценообразование – довольно насущная проблема всех холдинговых структур. Именно для ограничения возможностей «игры» с ценами на товары, работы, услуги были прописаны отдельные нормы в налоговом законодательстве, которые сокращают возможности переливания прибылей и убытков между компаниями.

Однако до настоящего времени данные нормы не работают так, как хотелось бы государственным органам. Законодатель уже не первый год разрабатывает проект Федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, который позволил бы контролировать цены сделок и вместе с тем не нарушал правовых основ.

В бухгалтерском учете любая операция отражается по цене, указанной в договоре, т.е. по фактическим затратам или доходам. Но налоговое законодательство предусматривает обязанность налогоплательщиков исчислять налоги исходя из рыночных цен, а также предусматривает право налоговых органов проверять соответствие цены сделки рынку.

Так согласно ст. 40 НК РФ пока не доказано обратное предполагается, что цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки в договоре, соответствует рыночному уровню цен. Доказывать «нерыночность» цены сделки налоговые органы имеют право в ограниченном количестве случаев, а именно:

  • если сделка произошла между взаимозависимыми лицами;
  • если осуществляются товарообменные или внешнеторговые операции;
  • если цена сделки отличается более чем на 20% от уровня цен реализации по иным аналогичным сделкам этой же организации.

Однозначно встанет вопрос цены сделки и при безвозмездной передачи товаров (работ, услуг). Поэтому, если Организация проводит реализацию по «льготной» цене или же происходит безвозмездная передача имущества, то важно обратить внимание на отражение такой операции в налоговом учете и иметь свое обоснование рыночной цены, для чего и может быть проведена независимая оценка.

1.1. Реализация имущества по льготным ценам внутрихолдинговым структурам

Сделки с имуществом являются довольно крупными сделками для любой компании, поэтому необходимо четко оценивать возможные налоговые риски в рамках каждой подобной сделки. Для их минимизации лучше иметь обоснование рыночной цены проведенной сделки. Для этого можно воспользоваться услугами специализированной независимой оценочной компании, которая подготовит отчет об оценке, содержащий расчет рыночной стоимости имущества исходя из условий конкретной сделки и характера реализуемого имущества. Именно поэтому результаты такой оценки могут служить обоснованием рыночной цены.

Тем не менее, необходимо понимать, что безупречным доказательством рыночной стоимости проданного (или приобретенного) имущества отчет по оценки служить не может ввиду того, что налоговые органы имеют полное право оспаривать результаты оценки. Однако при этом проверяющие должны будут приводить свои аргументы, для чего им придется обратиться за экспертным заключением к аналогичному независимому оценщику.

В случае если сделка по реализации имущества уже произошла, при этом оценка для определения рыночной цены не проводилась, то для снижения налоговых рисков также рекомендуется провести оценку.

По результатам проведенной оценки станет понятным насколько отклоняется цена сделки от рыночной цены. Если цена сделки ниже или выше рыночной цены более чем на 20%, то во избежание налоговых рисков (штрафов и пеней) лучше пересчитать налоговые платежи в налоговых регистрах с учетом цены сделки, определенной по результатам независимой оценки.

Таким образом, бухгалтерский учет будет отражать записи исходя из данных договоров, а в налоговом учете налоговая база по налогу на прибыль и налоговая база по налогу на добавленную стоимость будут определены исходя из рыночной цены сделки. В этом случае налоговые риски минимальны.

1.2. Безвозмездная передача имущества

Если Организация, осуществляет безвозмездную передачу имущества, она сталкивается с возникновением обязательств по исчислению НДС в рамках осуществления подобной операции.

Так, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг), а именно передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на возмездной или безвозмездной основе (статья 146 НК РФ).

При определении налоговой базы по НДС в соответствие с требованиями статьи 153 Налогового кодекса РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов полученных налогоплательщиком в размере возможной рыночной оценки. Пункт 2 статьи 154 НК РФ дает более четкий регламент при исчислении налоговой базы: база будет определяться как стоимость безвозмездно переданного имущества в порядке, закрепленном в статье 40 НК РФ.

Также, у Организации, получившей имущество безвозмездно, возникает обязанность по исчислению налога на прибыль.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль необходимо отразить доход во внереализационных доходах в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) при этом размер такого дохода должен быть определен также с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса РФ, основные требования которой к определению цены сделки были приведены выше.

Таким образом, если осуществляется безвозмездная передача имущества, то обеим сторонам сделки необходимо определять рыночную стоимость передаваемого объекта. При этом лучше использовать результат, полученных в рамках проведенной одной независимой оценки, что позволит избежать расхождений в рыночной цене и тем самым снизить налоговые риски.

2. Налоговые последствия в результате переоценки активов

Экономика не стоит на месте, постоянно развивается. Под влиянием внешних факторов складываются определенные рыночные тенденции, которые, безусловно, влияют на бизнес каждой компании и, соответственно, на ее общую капитализацию и стоимость активов.

Балансовая стоимость активов компании в течение определенного времени может существенно отличаться от их реальной рыночной стоимости. Для того чтобы привести балансовую стоимость активов в соответствие с их рыночной стоимостью можно провести переоценку активов и многие организации пользуются этим правом.

Как правило, переоценка приводит к увеличению балансовой стоимости активов, поэтому ее проводят организации, которые имеют определенную заинтересованность в позитивном восприятии на рынке. Например, при планируемой продаже бизнеса или каких-либо активов, а также при намерении организации получить кредит.

Результаты переоценки активов находят свое отражение на счетах бухгалтерского учета, а соответственно, и в бухгалтерской отчетности, и тем самым оказывают прямое влияние на размер чистых активов организации. Однако помимо использования данного показателя в управленческих целях необходимо понимать, возможные налоговые последствия после проведения переоценки.

Непосредственно оценка, которая связана с изменением стоимости активов компании, т.е. их дооценка или уценка, в налоговом учете не отражается.

Налоговое законодательство определяет, что первоначальная стоимость основных средств не изменяется в результате переоценки объектов основных средств: сумма дооценки не признается доходом для целей исчисления налога на прибыль, а сумма уценки не признается расходом. Соответственно, результаты переоценки не учитываются и при исчислении амортизации.

Аналогичная ситуация складывается и при переоценке нематериальных активов.

Тем не менее, изменение стоимости имущества на балансе организации напрямую влияет на размер исчисляемого налога на имущество:

Налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, при этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и рассчитывается по остаточной стоимости имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, прослеживается прямая зависимость суммы налога на имущество от результатов проведенной переоценки.

Всегда важно просчитать влияние переоценки основных средств на налог на имущество:

1) дооценка основных средств приведет к увеличению налога на имущество в среднем на 2,2 % от суммы дооценки (при ставке налога на имущество — 2,2%)
2) уценка основных средств приведет к обратному эффекту – налог на имущество будет снижен в среднем на 2,2% от суммы уценки (при ставке налога на имущество – 2,2 %).

Нужно отметить, что на размер налога на имущество влияет исключительно переоценка основных средств, переоценка нематериальных активов на его величину не влияет.

Несмотря на то, что переоценка активов напрямую не оказывает влияния на налог на прибыль, при определенных условиях косвенное влияние будет происходить:

Результаты переоценки активов не влияют напрямую на налог на прибыль, но при этом оказывают опосредованное воздействие. Так если организация имеет контролируемую задолженность по долговым обязательствам, то размер предельных процентов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, определяется с учетом показателя чистых активов (статья 269 НК РФ). При увеличении размера чистых активов организации также будет увеличиваться и размер вычитаемых расходов в виде процентов по долговым обязательствам в целях исчисления налога на прибыль. Т.е. дооценка активов организации позволит увеличить расходы в виде процентов и уменьшить налог на прибыль.

На практике организации могут столкнуться с вопросами об исчислении налога на прибыль при осуществлении отдельных операций с ценными бумагами и влиянии проведенной оценки на налоговые платежи. Рассмотрим несколько распространенных случаев, в которых можно использовать оценку акций, находящихся на балансе компании-держателя.

Например, можно переоценить акции, находящиеся на балансе компании-держателя и отраженные по стоимости приобретения для их внесения в уставный капитал аффилированного юридического лица. При этом произведенная переоценка акций для управленческих целей (в бухгалтерском учете) позволит достичь увеличения чистых активов компании-держателя и не будет иметь никаких налоговых последствий (в налоговом учете акции будут учитываться по цене фактических затрат на приобретение). Вместе с тем, вклад в уставный капитал аффилированного юридического лица будет осуществлен по рыночной стоимости, что найдет свое отражение на балансе этой компании.

Налог на прибыль с такой операции не возникает в соответствии с положениями статьи 277 Налогового кодекса РФ.

Другой часто встречающийся на практике случай — реализация ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В этом случае возникает необходимость обоснования цены сделки (см. п.2 данной статьи подробнее).

Фактическая цена сделки, зафиксированная в договоре, для целей налогообложения применяется только, если такая цена не отклоняется более 20% от расчетной цены. Таким образом, для отражения операции реализации ценных бумаг в налоговом учете и исчисления налога на прибыль необходимо определить расчетную цену с использованием определенных законодательством методов оценки. И в данном случае оценку налогоплательщик может провести самостоятельно, а также имеет право обраться в специализированную организацию.

При этом главным требованием налогового законодательства является соблюдение порядка определения расчетной цены, установленного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Оформление результатов оценки

При использовании результатов оценки в целях налогообложения, равно как и при требованиях законодательства проводить оценку, необходимо не только иметь правильно определенную рыночную цену, но и документальное подтверждение полномочий оценщика, если привлекалась специализированная организация, а также документальное подтверждение порядка расчета цены.

Читать еще:  Дивиденды это выплаты связанные с выполнением трудовых функций

Отчет специализированной организации должен быть составлен профессионально, т.е. соответствовать требованиям ФЗ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и стандартам и правилам, предъявляемым саморегулируемыми организациями оценщиков к своим членам.

В общем, методы и принципы проведения оценки в соответствии с законом об оценочной деятельности приближены к требованиям законодательства по бухгалтерскому учету и налоговому законодательству. В случае, если налоговому органу будет предоставлен отчет об оценки с обоснованием рыночной цены, например, имущества, стоимость которого нельзя установить из официальных источников, из специальных справочников или биржевой информации, налоговая будет вынуждена признать рыночной стоимость, указанную в отчете, либо доказать иное, что фактически не так просто сделать. Однако, если отчет об оценки формально не будет соответствовать ФЗ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, налоговый орган может доказать, что отчет является не действительным. Таким образом, чтобы отчет об оценке мог стать доказательством рыночной цены, он должен быть составлен и оформлен правильно.

При проведении оценочных работ, оценщик обязан разъяснить законодательство в сфере оценочной деятельности заказчику оценочных работ, а заказчик должен требовать соответствия требования ФЗ об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки от оценщика. В случае необходимости, заказчик может провести экспертизу отчета в саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик — данная процедура платная, но позволяет минимизировать риски признания отчета об оценки недействительным по формальным признакам.

Оценка имущества организации в целях налогообложения

Оценка и налогообложение в Республике Казахстан

Раушан А. Мальгаждарова,

оценщик, президент Казахстанской Ассоциации

Независимых Консультантов и Оценщиков,

директор ТОО «Бизнес-Консалтинг»

Согласно Закону РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) оценка — это определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки.

К объектам оценки согласно Закону относятся: отдельные материальные объекты (вещи), в т. ч. бесхозяйное, выморочное имущество; совокупность вещей, составляющих имущество лица, в т. ч. имущество определенного вида (движимое или недвижимое); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; право требования обязательства (долги); работы, услуги, информация; объекты права интеллектуальной собственности; иные объекты гражданских прав.

Ситуаций, когда может потребоваться оценка, великое множество. Фактически каждая операция в бизнесе требует проведения предварительной оценки вовлечённого в неё имущества. Возможные цели оценки имущества: купля-продажа; передача в аренду; лизинг; залог; внесение в уставный капитал; определение доли имущественных прав; отражение в финансовой отчётности; переоценка основных средств; инвестиционное проектирование; страхование; определения суммы налогов, пошлин, сборов; приватизация; возмещение ущерба; ликвидация; коммерческая концессия и др. Процесс оценки включает в себя 2 базовые составляющие аналитическую и расчётную, грамотное сочетание которых позволяет сформировать научно обоснованное мнение.

Мы не можем отрицать, что сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость оценки имущества. Однако оценочная деятельность тесно связана с существующей системой налогообложения, поэтому как Заказчик оценки, так и оценщик, при определении стоимости имущества должны учитывать возможные налоговые риски Заказчика, т. е. учитывать размеры налогообложения, которые придется уплачивать собственнику, владельцу по итогам оценки.

Следовательно, задача заказчика оценки и оценщика — познать основы действующего законодательства о налогообложении РК и применять их, недопуская неоправданных налоговых рисков для своих клиентов.

Кроме того, результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности, что в свою очередь может привести к искажению данных финансовой отчетности и ввести в заблуждение инвесторов и акционеров юридического лица.

Статьей 6 Закона РК от 30.11.2000 г. № 109-II «Об оценочной деятельности в РК» предусмотрены 2 вида оценки: обязательная и инициативная.

Обязательная оценка проводится: для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения оценочной стоимости земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств; для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом); для ипотечного кредитования; для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд; для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем оценки; для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность; в иных случаях.

Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика, чтобы проверить правильность своих предположений о выгодности совершения той или иной операции, максимизировать чистый доход (прибыль), снизить риски деловой операции и предупредить возможные потери.

Некоторые бухгалтеры спрашивают, могут ли налоговые органы заставить произвести переоценку недвижимости для увеличения стоимости объектов налога на имущество? Как видите, в п. 2 ст. 6 Закона обязательная оценка в целях налогообложения объектов недвижимости применяется только для физических лиц, владеющих ими не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Иных требований по обязательной оценке недвижимости в целях налогообложения Законом не предусмотрено.

В соответствии с СБУ 6 «Учет основных средств» основные средства в результате переоценки отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости. В связи с этим налогоплательщики имеют право переоценивать свои основные средства для определения ее текущей (рыночной) стоимости в бухгалтерском учете. Вместе с тем, в соответствии с положениями Налогового кодекса суммы дооценки основных средств, полученные в бухгалтерском учете, в целях налогообложения не учитываются.

Рассмотрим, какие налоговые обязательства могут возникнуть у юридического лица при передаче фиксированных активов в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица?

Согласно п. 2 ст. 106 Налогового кодекса при внесении основных средств учредителями, участниками в качестве их вклада в уставный капитал первоначальной стоимостью данных средств является стоимость, определяемая в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса РК вклады учредителей (участников) в уставный капитал в натуральной форме или в виде имущественных прав оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей или по решению общего собрания всех участников товарищества. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную 20 тыс. размеров МРП, ее оценка должна быть подтверждена оценщиком.

Прежде чем приступить к оценке, субъектам оценки необходимо ознакомиться с налоговым законодательством с целью определения налоговых обязательств, которые могут возникнуть после оценки фиксированных активов.

Согласно ст. 105 Налогового кодекса фиксированные активы — основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также СБУ и используемые для получения совокупного годового дохода, за исключением основных средств и нематериальных активов, вводимых в эксплуатацию недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения и учитываемых в целях налогообложения в соответствии со ст. 101 настоящего Кодекса.

В Декларации по корпоративному подоходному налогу (далее — Декларация) на основании пп. 9 п. 167 Правил составления декларации, в графе I дополнительной формы к строке 100.22.001 указывается сумма, полученная и/или подлежащая получению от реализации основных средств, передачи в финансовый лизинг, в качестве вклада в уставный капитал, а также по застрахованным основным средствам — при списании, утрате, порче, уничтожении, потере в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 109 Налогового кодекса.

Далее итоговые величины графы I дополнительной формы к строке 100.22.001 переносятся в строку 100.22.001С.

Согласно п. 1 ст. 111 Налогового кодекса после выбытия всех фиксированных активов подгруппы стоимостной баланс данной подгруппы на конец налогового периода подлежит вычету. В графе 0 дополнительной формы к строке 100.22.001 отражается стоимостный баланс подгруппы на конец отчетного налогового периода, равный сумме, отраженной в графе J, если на конец отчетного налогового периода все фиксированные активы данной подгруппы выбыли.

Далее итоговые величины графы 0 дополнительной формы к строке 100.22.001 переносятся в строку 100.22.011.

Если стоимость фиксированных активов, переданных в качестве вклада в уставный капитал превышают их балансовую стоимость, возникают налоговые обязательства. Так как, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, включая доход от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации. Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса доход от прироста стоимости образуется при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации, за исключением активов, выкупленных для государственных надобностей в соответствии с законодательством РК.

К активам, не подлежащим амортизации, относятся: земельные участки; объекты незавершенного строительства; неустановленное оборудование; основные средства и нематериальные активы, не используемые налогоплательщиком в производстве товаров, выполнении работ, предоставлении услуг; ценные бумаги; доля участия в юридическом лице любой организационно-правовой формы, консорциумах; основные средства, стоимость которых ранее полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 01.01.2000 г.; фиксированные активы, введенные в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, стоимость которых отнесена на вычеты в соответствии со статьями 138-140 Налогового кодекса.

При реализации зданий, сооружений, строений, используемых в предпринимательской деятельности, прирост стоимости (убыток) определяется как разница между стоимостью реализации и остаточной стоимостью, определяемой в налоговом учете.

Приростом стоимости при реализации ценных бумаг и доли участия является: по ценным бумагам (акции, облигации) и доле участия — положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения (вклада).

Первоначальной стоимостью нематериальных активов являются затраты по их приобретению, включая затраты участников, учредителей. Необходимо учитывать, что в случае оценки имущества, в т. ч. нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности, находящихся в собственности Заказчика, но не отраженных в учете доход возникает на сумму реализации (выбытия) имущества.

В соответствии со ст. 109 при приобретении, безвозмездном получении, получении в качестве вклада в уставный капитал поступившие фиксированные активы увеличивают стоимостный баланс подгруппы на стоимость, определяемую в соответствии со ст. 106 Налогового кодекса.

Выбывающие фиксированные активы уменьшают стоимостный баланс подгрупп: при реализации, передаче в финансовый лизинг — на стоимость реализации; при передаче в качестве вклада в уставный капитал — по стоимости, определяемой в соответствии со ст. 106 Налогового кодекса; при списании, утрате, уничтожении, порче, потере, в случаях страхования фиксированных активов — по стоимости, определяемой исходя из суммы страховых выплат, выплачиваемых страхователю страховой организацией в соответствии с договором страхования; при безвозмездной передаче — по балансовой стоимости.

Определение стоимостного баланса амортизационных подгрупп производится согласно ст. 108, которая устанавливает, что: по каждой амортизационной подгруппе на начало налогового периода определяются итоговые суммы, называемые стоимостным балансом подгруппы.

Стоимостный баланс подгруппы на конец налогового периода определяется как:

стоимостный баланс подгруппы на начало налогового периода, определяемый как стоимостный баланс подгруппы на конец предыдущего налогового периода, уменьшенный на сумму амортизационных отчислений, исчисленных в предыдущем налоговом периоде, а также с учетом корректировок, производимых согласно ст. 111 и пунктам 2 и 6 ст. 113 Налогового кодекса, плюс поступившие в налоговом периоде фиксированные активы по стоимости, определенной в соответствии со ст. 109 Налогового кодекса, минус выбывшие в налоговом периоде фиксированные активы по стоимости, определенной в соответствии со ст. 109 Налогового кодекса.

Таким образом, субъекты оценки должны понимать, что если стоимость оцениваемого объекта недвижимости составляла 100 000 000 тенге, а по результатам оценки она составила 200 000 000, то прирост стоимости в размере 100 000 000 согласно Налоговому кодексу при реализации фиксированных активов составит доход налогоплательщика.

Рассмотрим, какие налоговые обязательства могут возникнуть у юридического лица, которое получило фиксированных активы в качестве вклада в уставный капитал.

Согласно п. 1 ст. 90 Налогового кодекса любое имущество, работы, услуги, полученные безвозмездно, являются доходом, кроме: имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал; субсидий из средств госбюджета. Таким образом, стоимость фиксированных активов, переданных в качестве вклада в уставный капитал, не является доходом.

Оценщику необходимо также учитывать, что согласно ст. 139 Налогового кодекса, инвестиционные налоговые преференции предоставляются налогоплательщикам, осуществляющим инвестиции в фиксированные активы в рамках инвестиционного проекта. Преференции по КПН дают налогоплательщику право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта фиксированных активов, за исключением фиксированных активов, не подлежащих амортизации, указанных в подпунктах 1)-8) п. 1 ст. 107 Налогового кодекса, равными долями в зависимости от срока действия преференций.

Следовательно, при определении размера необходимых для реализации проекта инвестиций следует взвешенно подходить к их оценке.

В соответствии с СБУ 6 «Учет основных средств» предприятия имеют право переоценивать свои основные средства для определения ее текущей (рыночной) стоимости в бухгалтерском учете. Это было одной из задач оценки после предоставления права предприятиям проводить переоценку стоимости основных средств.

Во многих публикациях уже неоднократно отмечалось, что переоценки основных средств, проводимые на основе коэффициентов органов статистики, привели к определенным искажениям их стоимости, накапливающимся от переоценки к переоценке. Таким образом, предприятие должно серьезно отнестись к проведению переоценки основных средств, а также выбору амортизационной политики. Эффективность применения рассматриваемых процедур достигается за счет привлечения оценщиков.

На оценку следует смотреть шире, ведь уценка стоимости имущества с целью уменьшение налога на имущества может сопровождаться увеличением КПН, а при их переоценке и реализации по рыночной стоимости доход от прироста стоимости составит значительную сумму.

Следовательно, это должно заставить руководителей задуматься о долгосрочных целях своей компании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector