Начальник гаи взял взятку

Начальник гаи взял взятку

«Петровка, 38»

29 ноября кавалеру ордена Дружбы полковнику милиции Василию БАРДАКУ исполняется 65 лет! Посмотришь на него и не веришь этой дате. Строен, подтянут, без морщин и никаких намёков на старость. Руку пожал — аж кости захрустели. Мысленно сделал себе «пометку» — в конце беседы обязательно его спросить: чем питается, что такую мощь и силу нарастил?

—Василий Иванович, судя по вашей фамилии, вы из казацкого роду…

— Из кубанского казачества. Родился я в станице Староминской. Я — последний, седьмой, ребёнок в семье. Отец мой Иван Иванович — участник Великой Отечественной войны, воевал на Малой земле, защищал Тамань. С фронта вернулся без ноги. Несмотря на страшное увечье, не пал духом. Они с мамой, её звали Мария Степановна, построили дом, родили детей и постоянно трудились. Папа после войны возил на подводе молоко — как говорится, «невысокая должность», но авторитет его как главы семьи был непререкаем.

Отец был настоящим казаком и воспитывал всех нас в том же духе…

— А в чём особенность такого воспитания?

— Быть правдивым, не трусливым, работящим. И быть патриотом своей Родины.

Вообще, послевоенные годы трудные. Мне, самому юному в семье, приходилось вещи донашивать за братьями — в школу ходил в их одежде. Но те времена вспоминаю с теплом и ностальгией. Люди жили дружно, честно, открыто. Запомнился мне наш классный руководитель учитель физкультуры Евгений Иванович Трофимов. Он вернулся с войны майором и обо мне высказывался: «Бардак будет в погонах». Не ошибся.

— А как вы оказалась в милиции, да ещё в ГАИ? Кто-то из родственников уже служил и пригласил вас? Так часто бывает.

— Нет, моя история другая. После школы я служил срочную службу в знаменитой 2-й гвардейской мотострелковой Таманской ордена Октябрьской Революции, Краснознамённой, ордена Суворова дивизии имени Калинина. Служил наводчиком 120-мм миномёта в артиллерийском подразделении 404-го гвардейского мотострелкового Севастопольского Краснознаменного полка. Служба была интересная, насыщенная разными событиями — участвовал в нескольких парадах на Красной площади, во многих крупных учениях.

Когда пришла пора увольняться в запас, нас с товарищем, моим земляком, попросили заполнить анкеты. Мы заполнили и забыли. Когда уже вернулись на Кубань, получили приглашение приехать в Краснодар и пройти медицинскую комиссию. Товарищ мой, когда у него брали кровь из вены, неожиданно потерял сознание и был отсеян. А я подошёл по всем параметрам и был направлен на службу в 10-е отделение московского ГАИ (впоследствии преобразовано в 8-й отдел ГАИ ГУВД Москвы, в настоящее время — Специализированный батальон ГИБДД ЦСН БДД МВД России — Прим. ред.).

Прибыл, правда, поздновато — в Школе подготовки в Ивантеевке (ныне — в Центре профессиональной подготовки — Прим. ред.) уже шли занятия. Но я сумел догнать товарищей и вместе с ними закончить учёбу. Стал работать инспектором. Служба в 10-м отделении буквально захватила меня. Через пару лет меня направили в дежурную часть подразделения. Работал инспектором ДПС, дежурным инспектором, старшим дежурным инспектором, начальником смены, заместителем начальника по службе.

А 1 февраля 1989 года меня, капитана, назначили начальником нашего подразделения. Это было высокое доверие, у меня были два заместителя, оба подполковники.

Вызвал начальник ГАИ Москвы Владимир Панкратов (впоследствии начальник столичного ГУВД — Прим. ред.) и приказал за сутки принять отдел, уверяя, что люди и полки за сутки принимали. А по поводу молодости моей — успокоил, дескать, это быстро проходит.

— Расскажите подробнее о «Десятке», чем она занималась?

— Это была элита Государственной автоинспекции, своего рода гвардия МВД. Мы занимались встречей и сопровождением первых лиц нашего государства и глав иностранных государств, прибывающих в Советский Союз. Ни одно значимое событие, будь то Всемирный фестиваль молодёжи, Олимпийские игры, важные международные переговоры, — ничто не обходилось без нашего участия. К примеру, мы приняли Олимпийский огонь на границе с Румынией и бережно сопроводили его в столицу. Кроме того, в период школьных каникул мы занимались вывозом детишек в пионерские лагеря, на организованный отдых. Помните такие «осторожные караваны» из автобусов?

В «Десятке» всё было замечательно. А какие люди! Сюда отбирались парни ростом не ниже ста семидесяти восьми сантиметров! Все прекрасно развиты физически и в интеллектуальном плане. На строевых смотрах, когда наша шла «коробка» — глаз не оторвёшь. А какая у нас была техника — «Мерседесы», БМВ, «Вольво», «Форды» — по тем временам редкое явление.

В коллективе царила изумительная атмосфера — взаимопомощи, гордости за свою службу, за свой отдел. Люди дорожили принадлежностью к «Десятке». Когда нам приходилось участвовать в мероприятиях по наведению порядка на дорогах (иногда нас привлекали к такой работе), то все сразу чувствовали, кто стал на посты. Среди автомобилистов было такое выражение: «Десятка» взяток не берёт!» Это было, как Знак качества.

— Вы досрочно получили на этой должности два звания: майора и подполковника. Благодаря…

— Благодаря моим учителям, наставникам. С уважением назову их фамилии. Это мой первый начальник смены Александр Алексеевич Гуреев, это руководители — Василий Николаевич Сапилов, Юрий Дмитриевич Ильин и многие другие. Все они прошли фронт, были людьми слова, профессию знали в совершенстве.

Я в свою очередь старался сберечь и умножить всё то хорошее, что они создали и, конечно, добавить новое. Провёл мероприятия по повышению профессионального мастерства сотрудников отдела. Для этого обратились в Школу контраварийной подготовки, которую возглавлял доктор технических наук, профессор Владимир Иванов. В ней обучались водители Гаража особого назначения и спортсмены. Наши ребята прошли курс специальной подготовки. Зачёты принимал заместитель начальника союзного ГАИ генерал-майор милиции Вадим Георгиевич Ишутин. Он был приятно удивлён уровнем вождения наших сотрудников.

Потом мы прошли обучение езды по льду на нешипованной резине. В нашей практике имели место неприятные случаи. Как-то сопровождали высокого иностранного гостя в Загорск (ныне Сергиев Посад — Прим. ред.). В Москве всё складывалось нормально, а к обледенелому Ярославскому шоссе мы оказались не готовы. Поэтому навыки такого вождения необходимо было вырабатывать.

Должен сказать, что сотрудники «Десятки» отдавались службе сполна. В 1981 году майор милиции Александр Дугачев и капитаны милиции Александр Калачёв и Вячеслав Бурдасов предотвратили аварийную ситуацию на пути следования правительственного автомобиля, в котором находился Леонид Ильич Брежнев. Сотрудники рисковали жизнью, при столкновении с машиной нарушителя сильно пострадали. За решительные действия и проявленное мужество каждый был награждён орденом Красной Звезды.

— Василий Иванович, но ведь и вам пришлось рисковать жизнью…

— Был такой случай. 6 июля 1976 года я преследовал на мотоцикле «Урал» группу преступников, подозреваемых в совершении грабежа. В районе Смоленской площади сотрудник посольства Чехословакии нарушил правила, в результате я попал в аварию и получил тяжёлую травму головы. Когда меня привезли в 1-ю Градскую больницу, я отказался ложиться на операционный стол, пока не передал прибывшему руководителю оружие и радиостанцию. В связи с этой травмой мне была установлена 2-я группа инвалидности.

— Как дальше сложилась ваша карьера?

— Я командовал отделом до 1998 года. Потом было принято решение создать в составе УВД по ЦАО специальный полк ДПС — из 4-х батальонов. Меня назначили командиром полка. В этой должности я проработал два года и в 1999 году уволился.

— Вы четверть века были в милицейском строю…

— Прошу прощения, я был в милицейском строю 25 лет, 8 месяцев и 7 дней. Такая была непростая служба, что мне не хочется «терять» ни одного дня.

— А уволившись, чем вы занимались?

— Потом я провёл ещё 20 лет своей жизни в «Кольчуге» — работал на руководящих должностях в этой знаменитой крупной фирме, специализирующейся в оружейном бизнесе.

— Обычно в такие даты принято спрашивать о жене и детях.

— Я женился в 1976 году, супруга моя Нина Александровна родом из Тамбовской области. Она по профессии медик и до сих пор работает старшей медсестрой в детском садике. И уходить не собирается, очень серьёзно и ответственно относится к своей работе.

У нас родились два сына. Старший сын, к несчастью, слишком рано ушёл из жизни. А младший пошёл по моим стопам: майор полиции Роман Бардак служит старшим инспектором по особым поручениям в Управлении ГИБДД Москвы. Внимательно слежу за ним и радуюсь его успехам.

— А как вам удаётся быть таким подтянутым, крепким?

— Видимо, в первую очередь нужно поблагодарить родителей, от которых унаследовал хорошие гены. Ну и здоровый образ жизни. Умеренное питание (без перееданий), ежедневные занятия спортом.

— На даче у меня голубятня — в ней я отдыхаю душой и сердцем.

Беседовал Владимир ГАЛАЙКО,

фото Николая ГОРБИКОВА
и из архива Василия БАРДАКА

Взятка под честное слово

Итак, 25 августа на телефон «02» позвонил некто Александр Стружук и заявил, что два сотрудника ГИБДД вымогали и получили взятку от его дочери. Позже в полицию с соответствующим заявлением обратилась Виктория Стружук.

По ее словам, она выехала из торгового центра и развернулась по короткой траектории, то есть с движением по встречной полосе прямо перед машиной ДПС. Инспекторы остановили ее, забрали документы и пригласили в машину. А в машине, объяснив, что за это нарушение грозит лишение прав, предложили решить вопрос на месте. При этом сумму не назвали. Она сама предложила 50 тысяч рублей, но инспекторы своими выражениями лиц показали, что этого мало. Тогда она предложила 100 тысяч, объяснив, что больше у нее нет. И инспекторы согласились. Тогда она пошла в торговый центр и сняла там эти 100 тысяч с карты. После чего вернулась в полицейскую машину и положила деньги в подстаканник. Ей вернули документы и уехали.

Читать еще:  Как правильно рассчитать алименты с зарплаты работника

10 сентября следователем Никулинского отдела СК России по Москве И. Гилевым возбуждено уголовное дело в отношении инспекторов 5 СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ по г. Москве А. Кириллина и Р. Кабанова. А 11 сентября их задержали.

Показания Виктории Стружук подтверждает ее сестра, которая все это время находилась в машине. А также отец девушки, который был на даче. Он узнал о происшествии со слов сестры пострадавшей, позвонившей ему. Ведь он сам в прошлом сотрудник Госавтоинспекции. И именно он позвонил потом по «02».

10 дней ушло на следствие по делу об особо тяжком преступлении, наказание за которое может превышать 12 лет заключения. Вероятно, в деле содержатся какие-то неопровержимые доказательства, полностью изобличающие оборотней в погонах?

Но нет. В деле — показания самой потерпевшей. А также свидетелей, то есть ее родственников, которые все знают только с ее слов. Есть видео, как машина в нарушение правил движется по встречной полосе, как инспекторы останавливают машину, как один из них подходит к водителю, а потом садится в свой автомобиль. Видно, как в автомобиль полиции садится, возможно, потерпевшая. Затем она выходит из автомобиля, спешит в торговый центр, после возвращается обратно. Есть распечатка, что с ее счета снято 100 тысяч рублей. И все. Нет факта передачи денег. Нет самих денег. Получается, что следствие считает неопровержимым доказательством в получении взятки то, что гаишники отпустили пострадавшую без оформления нарушения.

Вот как объясняют свой поступок инспекторы. Когда девушка села в их автомобиль, они объяснили ей, что за это нарушение грозит штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Девушка плача попросила их не оформлять протокол. Она военнослужащая в звании капитана ВС РФ. В случае если дело дойдет до суда, то ее могут уволить с работы. Также она рассказала, что ее отец — бывший сотрудник ГАИ, но сейчас на пенсии.

Однако инспекторы продолжали оформлять протокол. Во время оформления протокола девушка вела себя возбужденно и выскочила из машины.

Инспекторы решили пожалеть военнослужащую и вернуть ей документы без оформления нарушения. Девушка вернулась в машину через десять минут, инспекторы отдали ей документы и уехали.

В итоге получается, что доказательств получения взятки нет. А факт ее вымогательства следствие отвергло само. Есть только слова.

— В данном случае полностью отсутствует событие преступления, — сообщил корреспонденту «РГ» адвокат одного из обвиняемых Владимир Обухов. — В действиях обвиняемых отсутствуют все вменяемые им квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного пунктом «а» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса РФ. Но уголовная ответственность по статье 290 УК наступает лишь в случае фактического получения взятки в виде денег или иных ценностей.

Корреспонденту «РГ» не известно, что происходило в патрульной машине. Данных видеорегистратора, который в обязательном порядке устанавливается в машине ГИБДД нет, потому что он не работал. Он сломался задолго до этого случая, а заменить его у полиции не нашлось денег.

В итоге получается, что привлечь гаишника, полицейского, следователя, любого чиновника за получение взятки можно только на основании слов потерпевшего. Это, конечно, очень удобно и выгодно водителям.

Но вот как такая новация понравится тем, кто расследует подобные дела? На скамью подсудимых может отправиться и следователь. Посетитель выйдет покурить, а потом напишет заявление о том, что от него требовали взятку и получили ее. А в качестве доказательства предъявит видеозапись, на которой видно, что он выходил из кабинета, а также чек о списании со счета некой суммы.

Лев Воропаев, адвокат:

— В деле нет иных доказательств, кроме показаний потерпевшей и ее родственников, которые не являлись очевидцами деяния. Действия следственных органов и прокуратуры вызывают обоснованное недоумение. Ведь ключевым принципом уголовного законодательства является презумпция невиновности, то есть следствие должно собрать доказательства, которые, без сомнения, подтверждали бы вину обвиняемого. В отсутствие таковых вина считается недоказанной, и дело прекращается.

Показания только потерпевшей таковыми бесспорными доказательствами не являются и обычно такие дела, при наличии схожих обстоятельств, прекращаются еще на стадии следствия.

Стоит заметить, что если состоится обвинительный приговор суда при наличии только указанных доказательств, то такой прецедент может повлечь массовые злоупотребления водителями, которые не желают нести ответственность за нарушение правил.

В прошлом году в отношении 37 сотрудников ГИБДД Москвы были возбуждены уголовные дела за взятку. Годом ранее таких дел было 44. Около 70 человек не взяли в новую структуру ГИБДД. Их за руку не поймали, но доверия они не вызывали.

В то же время в 2017 году от инспекторов ГИБДД поступило 1,5 тысячи сообщений о попытках подкупа со стороны водителей. Возбуждено 500 уголовных дел.

Дал взятку гаишнику — что мне за это будет?

Мы не будем затрагивать морально-этическую сторону вопроса и занудствовать на тему, что так делать нельзя. Не будем выяснять первопричины возникновения коррупции и кто больше виноват в ней — водители или стражи порядка. Мы просто расскажем, чем чревата дача взятки сотруднику дорожной полиции.

Для начала выясним, что же такое взятка. Определение термина дано в статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Необходимо осознавать, что, пытаясь с помощью взятки сотруднику ГИБДД решить вопрос на месте и уйти от административной ответственности, вы совершаете уголовное преступление. И можете быть за это привлечены к ответственности по статье 291 УК РФ. Сроки светят реальные. Так, в зависимости от суммы взятки уголовное законодательство устанавливает различные виды ответственности и наказаний за данное преступление:

В незначительном размере (до 25 000 рублей):

  • штраф до 500 000 рублей
  • исправительные работы на срок до 2 лет
  • принудительные работы на срок до 3 лет
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В значительном размере (от 25 000 до 150 000 рублей):

  • штраф до 1 000 000 рублей
  • исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет
  • лишение свободы на срок до 5 лет.

В крупном размере (свыше 150 000 рублей):

  • штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей
  • лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.

В особо крупном размере (свыше 1 000 000 рублей):

  • штраф от 2 000 000 до 4 000 000 рублей
  • лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Сложно представить, что кто-то из водителей будет предлагать инспектору ГИБДД взятку в крупном или особо крупном размере, а вот в «значительном» – легко. Особенно когда речь идет об уходе от ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения. И вы должны понимать, что за это деяние можно отправиться в тюрьму на срок до 5 лет.

Также важно знать, что такой состав преступления является по конструкции формальным. Это означает, что преступление считается оконченным в момент передачи денег сотруднику ГИБДД, и не имеет значения, взял он их или нет. Соответственно, и наказание за дачу взятки последует независимо от действий инспектора.

Если вы считаете, что это все страшилки и они не имеют ничего общего с реальной жизнью, то вот вам несколько примеров из судебной практики.

Бабушкинский районный суд г. Москвы 02 cентября 2015 года признал гражданина Джаббарова М.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки инспектору ОБ ДПС ГИБДД УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве) и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года со штрафом в размере 120 000 рублей. Люблинский районный суд г. Москвы 27 июля 2016 года признал гражданина Рахимова Б.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 3 291 УК РФ (покушение на дачу взятки инспектору ДПС роты ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве в размере 1 000 рублей) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Ленинский районный суд г. Воронежа 31 мая 2017 года признал гражданина Монько виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки инспектору отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Попову Д.Е.) и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком 1 год и 6 месяцев.

Как видите, наказания существенные и сроки немаленькие. При этом доказать факт взятки сотрудникам правоохранительных органов сейчас намного легче, ведь они вооружены средствами звуко- и видеозаписи. Подобная техника установлена и в служебных автомобилях. Думаю, не надо объяснять, что ни один, даже самый большой штраф или лишение прав не сравнится с лишением свободы. Не искушайте судьбу и не поддавайтесь на провокации!

Читать еще:  Коллекторы подали в суд по кредиту через 3 года!

«Петровка, 38»

29 ноября кавалеру ордена Дружбы полковнику милиции Василию БАРДАКУ исполняется 65 лет! Посмотришь на него и не веришь этой дате. Строен, подтянут, без морщин и никаких намёков на старость. Руку пожал — аж кости захрустели. Мысленно сделал себе «пометку» — в конце беседы обязательно его спросить: чем питается, что такую мощь и силу нарастил?

—Василий Иванович, судя по вашей фамилии, вы из казацкого роду…

— Из кубанского казачества. Родился я в станице Староминской. Я — последний, седьмой, ребёнок в семье. Отец мой Иван Иванович — участник Великой Отечественной войны, воевал на Малой земле, защищал Тамань. С фронта вернулся без ноги. Несмотря на страшное увечье, не пал духом. Они с мамой, её звали Мария Степановна, построили дом, родили детей и постоянно трудились. Папа после войны возил на подводе молоко — как говорится, «невысокая должность», но авторитет его как главы семьи был непререкаем.

Отец был настоящим казаком и воспитывал всех нас в том же духе…

— А в чём особенность такого воспитания?

— Быть правдивым, не трусливым, работящим. И быть патриотом своей Родины.

Вообще, послевоенные годы трудные. Мне, самому юному в семье, приходилось вещи донашивать за братьями — в школу ходил в их одежде. Но те времена вспоминаю с теплом и ностальгией. Люди жили дружно, честно, открыто. Запомнился мне наш классный руководитель учитель физкультуры Евгений Иванович Трофимов. Он вернулся с войны майором и обо мне высказывался: «Бардак будет в погонах». Не ошибся.

— А как вы оказалась в милиции, да ещё в ГАИ? Кто-то из родственников уже служил и пригласил вас? Так часто бывает.

— Нет, моя история другая. После школы я служил срочную службу в знаменитой 2-й гвардейской мотострелковой Таманской ордена Октябрьской Революции, Краснознамённой, ордена Суворова дивизии имени Калинина. Служил наводчиком 120-мм миномёта в артиллерийском подразделении 404-го гвардейского мотострелкового Севастопольского Краснознаменного полка. Служба была интересная, насыщенная разными событиями — участвовал в нескольких парадах на Красной площади, во многих крупных учениях.

Когда пришла пора увольняться в запас, нас с товарищем, моим земляком, попросили заполнить анкеты. Мы заполнили и забыли. Когда уже вернулись на Кубань, получили приглашение приехать в Краснодар и пройти медицинскую комиссию. Товарищ мой, когда у него брали кровь из вены, неожиданно потерял сознание и был отсеян. А я подошёл по всем параметрам и был направлен на службу в 10-е отделение московского ГАИ (впоследствии преобразовано в 8-й отдел ГАИ ГУВД Москвы, в настоящее время — Специализированный батальон ГИБДД ЦСН БДД МВД России — Прим. ред.).

Прибыл, правда, поздновато — в Школе подготовки в Ивантеевке (ныне — в Центре профессиональной подготовки — Прим. ред.) уже шли занятия. Но я сумел догнать товарищей и вместе с ними закончить учёбу. Стал работать инспектором. Служба в 10-м отделении буквально захватила меня. Через пару лет меня направили в дежурную часть подразделения. Работал инспектором ДПС, дежурным инспектором, старшим дежурным инспектором, начальником смены, заместителем начальника по службе.

А 1 февраля 1989 года меня, капитана, назначили начальником нашего подразделения. Это было высокое доверие, у меня были два заместителя, оба подполковники.

Вызвал начальник ГАИ Москвы Владимир Панкратов (впоследствии начальник столичного ГУВД — Прим. ред.) и приказал за сутки принять отдел, уверяя, что люди и полки за сутки принимали. А по поводу молодости моей — успокоил, дескать, это быстро проходит.

— Расскажите подробнее о «Десятке», чем она занималась?

— Это была элита Государственной автоинспекции, своего рода гвардия МВД. Мы занимались встречей и сопровождением первых лиц нашего государства и глав иностранных государств, прибывающих в Советский Союз. Ни одно значимое событие, будь то Всемирный фестиваль молодёжи, Олимпийские игры, важные международные переговоры, — ничто не обходилось без нашего участия. К примеру, мы приняли Олимпийский огонь на границе с Румынией и бережно сопроводили его в столицу. Кроме того, в период школьных каникул мы занимались вывозом детишек в пионерские лагеря, на организованный отдых. Помните такие «осторожные караваны» из автобусов?

В «Десятке» всё было замечательно. А какие люди! Сюда отбирались парни ростом не ниже ста семидесяти восьми сантиметров! Все прекрасно развиты физически и в интеллектуальном плане. На строевых смотрах, когда наша шла «коробка» — глаз не оторвёшь. А какая у нас была техника — «Мерседесы», БМВ, «Вольво», «Форды» — по тем временам редкое явление.

В коллективе царила изумительная атмосфера — взаимопомощи, гордости за свою службу, за свой отдел. Люди дорожили принадлежностью к «Десятке». Когда нам приходилось участвовать в мероприятиях по наведению порядка на дорогах (иногда нас привлекали к такой работе), то все сразу чувствовали, кто стал на посты. Среди автомобилистов было такое выражение: «Десятка» взяток не берёт!» Это было, как Знак качества.

— Вы досрочно получили на этой должности два звания: майора и подполковника. Благодаря…

— Благодаря моим учителям, наставникам. С уважением назову их фамилии. Это мой первый начальник смены Александр Алексеевич Гуреев, это руководители — Василий Николаевич Сапилов, Юрий Дмитриевич Ильин и многие другие. Все они прошли фронт, были людьми слова, профессию знали в совершенстве.

Я в свою очередь старался сберечь и умножить всё то хорошее, что они создали и, конечно, добавить новое. Провёл мероприятия по повышению профессионального мастерства сотрудников отдела. Для этого обратились в Школу контраварийной подготовки, которую возглавлял доктор технических наук, профессор Владимир Иванов. В ней обучались водители Гаража особого назначения и спортсмены. Наши ребята прошли курс специальной подготовки. Зачёты принимал заместитель начальника союзного ГАИ генерал-майор милиции Вадим Георгиевич Ишутин. Он был приятно удивлён уровнем вождения наших сотрудников.

Потом мы прошли обучение езды по льду на нешипованной резине. В нашей практике имели место неприятные случаи. Как-то сопровождали высокого иностранного гостя в Загорск (ныне Сергиев Посад — Прим. ред.). В Москве всё складывалось нормально, а к обледенелому Ярославскому шоссе мы оказались не готовы. Поэтому навыки такого вождения необходимо было вырабатывать.

Должен сказать, что сотрудники «Десятки» отдавались службе сполна. В 1981 году майор милиции Александр Дугачев и капитаны милиции Александр Калачёв и Вячеслав Бурдасов предотвратили аварийную ситуацию на пути следования правительственного автомобиля, в котором находился Леонид Ильич Брежнев. Сотрудники рисковали жизнью, при столкновении с машиной нарушителя сильно пострадали. За решительные действия и проявленное мужество каждый был награждён орденом Красной Звезды.

— Василий Иванович, но ведь и вам пришлось рисковать жизнью…

— Был такой случай. 6 июля 1976 года я преследовал на мотоцикле «Урал» группу преступников, подозреваемых в совершении грабежа. В районе Смоленской площади сотрудник посольства Чехословакии нарушил правила, в результате я попал в аварию и получил тяжёлую травму головы. Когда меня привезли в 1-ю Градскую больницу, я отказался ложиться на операционный стол, пока не передал прибывшему руководителю оружие и радиостанцию. В связи с этой травмой мне была установлена 2-я группа инвалидности.

— Как дальше сложилась ваша карьера?

— Я командовал отделом до 1998 года. Потом было принято решение создать в составе УВД по ЦАО специальный полк ДПС — из 4-х батальонов. Меня назначили командиром полка. В этой должности я проработал два года и в 1999 году уволился.

— Вы четверть века были в милицейском строю…

— Прошу прощения, я был в милицейском строю 25 лет, 8 месяцев и 7 дней. Такая была непростая служба, что мне не хочется «терять» ни одного дня.

— А уволившись, чем вы занимались?

— Потом я провёл ещё 20 лет своей жизни в «Кольчуге» — работал на руководящих должностях в этой знаменитой крупной фирме, специализирующейся в оружейном бизнесе.

— Обычно в такие даты принято спрашивать о жене и детях.

— Я женился в 1976 году, супруга моя Нина Александровна родом из Тамбовской области. Она по профессии медик и до сих пор работает старшей медсестрой в детском садике. И уходить не собирается, очень серьёзно и ответственно относится к своей работе.

У нас родились два сына. Старший сын, к несчастью, слишком рано ушёл из жизни. А младший пошёл по моим стопам: майор полиции Роман Бардак служит старшим инспектором по особым поручениям в Управлении ГИБДД Москвы. Внимательно слежу за ним и радуюсь его успехам.

— А как вам удаётся быть таким подтянутым, крепким?

— Видимо, в первую очередь нужно поблагодарить родителей, от которых унаследовал хорошие гены. Ну и здоровый образ жизни. Умеренное питание (без перееданий), ежедневные занятия спортом.

— На даче у меня голубятня — в ней я отдыхаю душой и сердцем.

Беседовал Владимир ГАЛАЙКО,

фото Николая ГОРБИКОВА
и из архива Василия БАРДАКА

Последствия дачи взятки сотруднику ГИБДД

Наказание за дачу взятки гаишнику прописывается в УК РФ и предусматривает разную степень ответственности для обеих сторон, начиная с обычного штрафа, заканчивая тюремным сроком. Автовладельцы и инспекторы должны понимать, что передача (получение) материальных ценностей за какое-либо действие или бездействие наказывается по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса. Ниже рассмотрим, что такое взятка гаишнику, изучим правовую основу ситуации, ответственность сторон и способы, как избежать наказания.

Читать еще:  Договор купли-продажи дома с земельным участком за материнский капитал

Краткая теория

Термин «взятка» подразумевает передачу представителям правоохранительных органов материальных ценностей за выполнение каких-либо действий или их отсутствие в интересах «плательщика». Объективная составляющая — передача взятки, а субъективная — мотив человека, который ее дает.

При взаимодействии водителя и инспектора, как правило, фигурирует денежное вознаграждение. Автовладелец предлагает определенную сумму для отказа от оформления протокола. В результате страдает государство и бюджет, который недополучает крупные суммы. Во избежание таких ситуаций в УК РФ прописано жесткое наказание как для взяткодателя, так и для получателя. Степень последствий зависит от суммы и особенности ситуаций. Наказание оговорено в статьях 290 и 291.

Способы борьбы с подстрекательством

Автовладельцы часто становятся «жертвами» инспекторов ГИБДД, которые своими действиями вымогают взятку. Они предпринимают шаги, заставляющие человека решить вопрос «другим» способом. На практике применяются следующие способы склонения человека к даче денег:

  • медлительность при оформлении протокола
  • легкие угрозы
  • указание возможных последствий нарушения (проблема сильно раздувается)

Если водитель торопится или пугается будущих последствий, он неизбежно предложит «решить вопрос» без оформления протокола. Нередко применяется тактика «хороший и плохой полицейский». В этом случае один работник ГИБДД играет роль строгого блюстителя порядка, который соблюдает законодательство, а второй — рекомендует не рисковать и дать определенную сумму для «решения вопроса».

Чтобы защититься от подстрекательства, необходимо:

  1. Достать телефон и вести запись происходящего. Если имеется видеокамера, можно использовать ее. В будущем полученное видео может пригодиться в судебном органе в качестве доказательства невиновности. Если инспектор требует отключить запись, нужно сослаться на закон «О полиции». В пункте 5 говориться, что водитель вправе снимать действия сотрудника ГИБДД.
  2. Не переходить для общения в авто к инспектору. В этом случае нет свидетелей, поэтому работнику ГИБДД проще давить на водителя и требовать деньги. По действующему законодательству автовладелец должен сесть в полицейскую машину в двух случаях — задержание или арест с соблюдением норм закона.
  3. Записать информацию сотрудника автоинспекции, который потребовал взятку (ФИО, номер значка и другие сведения).
  4. Обратиться в отдел собственной безопасности, набрав номер телефона доверия.

В большинстве случаев достаточно достать камеру, чтобы отбить у инспектора охоту «выдавливать» деньги.

Ответственность гаишника за получение взятки

Наказание за передачу средств должностному субъекту за какое-либо действие/бездействие оговаривается в УК РФ (ст. 290). Степень наказания напрямую зависит от величины передаваемой суммы.

При получении до 25 000 р (лично или через посредника):

  • штрафные санкции — до 1 млн р, зарплата за срок до 24 месяцев, 10-50 крат от взятки.
  • исправительный труд — 12-24 мес.
  • принудительные работы — до 60 мес.
  • тюрьма — до 36 мес. и штраф 10-20 крат от взятки (по решению суда).

В первых трех случаях может запрещаться деятельность в определенной сфере сроком до 36 месяцев.

Если инспектор взял больше 25 000 р, его ожидает:

  • денежный штраф — от 0,2 до 1,5 млн р, зарплата за срок от 6 до 24 мес., 30-60 крат от полученной суммы.
  • тюрьма — до 6 лет и штраф до 30 крат от полученной суммы (по решению суда).

В обоих случаях может запрещаться деятельность в определенной сфере сроком до 36 месяцев.

При получении больше 150 000 р в качестве взятки или в случае ее прямого вымогательства работника ГИБДД ожидают такие последствия:

  • финансовое наказание — от 2 до 4 млн р, зарплата за срок от 24 до 48 месяцев, 70-90 крат от взятки.
  • тюрьма — до 7 до 12 лет и штраф до 60 крат от полученной суммы (по решению суда).

В обоих случаях может запрещаться деятельность в определенной сфере сроком до 10 лет.

Если инспектор получил сумму больше 1 000 000 р, его ожидают:

  • штрафные санкции — от 3 до 5 млн р, зарплата за срок от 3 до 5 лет, 80-100 крат от взятки.
  • тюрьма — до 8 до 15 лет и штраф до 70 крат от взятой суммы (по решению суда).

Возможен запрет на занятие конкретной должности в период до 15 лет.

Ответственность водителя за дачу взятки гаишинку

Человек, который предлагает материальное вознаграждение, отвечает вместе с инспектором, получившим деньги. Степень наказания прописана в УК РФ (ст. 291). Как и в прошлом случае, жесткость Уголовного Кодекса зависит от суммы и особенностей передачи денег.

Если водитель, предлагает инспектору сумму до 25 тысяч рублей его ожидают:

  • штрафные санкции — до 0,5 млн р, зарплата за срок до 12 мес., 5-30 крат от взятки.
  • исправительный труд — до 24 мес.
  • принудительные работы — до 36 мес.
  • тюрьма — до 24 мес и штраф 5-10 крат от взятки (по решению суда).

Во втором случае в форме дополнительной меры часто выступает запрет на работку в каких-либо должностях на период до 2-х лет.

При передача работнику ГИБДД суммы больше 25 000 р автовладельца ждет такое наказание:

  • финансовые санкции — до 1 млн р, зарплата за срок до 24 месяцев, 10-40 крат от взятки.
  • исправительный труд — 12-24 мес.
  • тюрьма — до 60 мес. и штраф 5-15 крат от полученной суммы (по решению суда).

При назначении исправительного труда наказание может дополняться запретом на занятие определенных должностей на период 1-3 года (по решению суда).

Если водитель предлагает или передал инспектору больше 150 000 р, его ждут такие последствия:

  • штраф — 1-3 млн р, зарплата за срок до 12-36 месяцев, 60-80 крат от взятки.
  • тюрьма — 7-12 лет и штраф до 60 крат от взятки (по решению суда).

В обоих случаях судебный орган вправе назначить дополнительное наказание в виде запрета занятия определенных должностей до 7 лет.

В ситуации, когда размер взятки превысил 1 000 000 р, автовладельца ждет:

  • финансовое наказание — 2-4 млн р, зарплата за период до 24-48 мес, 70-90 крат от взятки.
  • тюрьма — 8-15 лет и штраф до 70 крат от полученной суммы (по решению суда).

В первой и второй ситуации судебный орган вправе назначить дополнительное наказание в виде запрета занятия определенных должностей до 10 лет.

Как уйти от ответственности

При правильном подходе можно избежать наказания. Это реально, если доказан факт вымогательства денег, или водитель (инспектор) сами признались в сложившейся ситуации.

Если работник ГИБДД вымогает деньги за действие или бездействие необходимо:

  1. Отказаться от оплаты (делать этого нельзя). В ином случае водителя ожидает наказание по ст. 291 УК РФ (об этом упоминалось выше).
  2. При решении дать деньги нужно зафиксировать этот факт, к примеру, на телефон, видеокамеру или диктофон. Каждое доказательство может сыграть свою роль в судебном разбирательстве.
  3. При общении с работником ГИБДД требуйте показать удостоверение. Прочтите информацию вслух, чтобы данные остались в памяти устройства.
  4. Если инспектор просит отсмотреть машину (салон и багажник), просите оформить протокол и позвать понятых. Без выполнения этих действий осмотр возможен только снаружи.
  5. Будьте корректны и не поддавайтесь на провокационные действия.
  6. Если сотрудник автоинспекции напрямую требует деньги, предупредите о ведении записи.
  7. Наберите номер горячей линии или на «02» и сообщите о нарушении.
  8. При реальной передаче взятки идите в УСБ или прокуратуру, после чего пишите заявление. Но нужно помнить, что такой подход не освобождает от наказания по статье 291 УК РФ.

Реальный путь — доказать факт вымогательства (для автовладельца) и передать суду имеющиеся доказательства (при наличии). Также могут пригодиться показания свидетелей. Вне зависимости от нарушителя (водитель, инспектор) дело рассматривается судом, а решение принимается с учетом фактов и степени вины.

Провокация взятки гаишнику

В законодательстве РФ существует закон, предусматривающий наказание за провокацию взятки (УК РФ, статья 304). Его цель состоит в защите представителей ГИБДД, которых провоцируют на нарушение закона путем специального предложения крупной суммы. Главное, чтобы инспектор не соглашался на получение средств. Ему нужно отказать лицу, вынуждающего пойти на правонарушение. При этом провокатор может положить деньги в удостоверение или подсунуть в карман. Наказание за такое преступное деяние предусматривает последствия в виде штрафа до 200 т. р. или тюремного срока до 3-х лет.

Что делать, если обвиняют в получении или даче взятки

Если виновника «поймали за руку» и инкриминируют преступление по статьям 290 или 291, необходимо действовать следующим образом.

При обвинении в передаче взятки:

  • найти хорошего адвоката, чтобы защититься от ложных обвинений.
  • оказывать максимальную помощь следствию в надежде на уменьшение наказания.
  • доказать факт вымогательства (если он имел место) с помощью видеозаписи, аудио, показаний свидетелей, фотографий.

Учтите, что обвинение в передаче взятки могут выдвигать только правоохранители с учетом имеющихся компетенций.

При обвинении в получении денег или их вымогательстве необходимо:

  • нанять адвоката, который является профессионалом в сфере коррупционных преступлений.
  • доказать факт провокации взятки (если наличные были подброшены без ведома должностного лица).
  • использовать всю доказательную базу — показания коллег, записи с камеру, документы, видео и прочие данные.

При отсутствии прямых доказательств нужно обжаловать результаты расследования в судебном органе, ведь факт выявления денег еще ни о чем не говорит.

Если человек реально нарушил закон и взял деньги, лучше признать вину и использовать опыт адвоката для снижения наказания. В качестве смягчающих обстоятельств может выступить тяжелое финансовое положение, семейные проблемы и т. д.

Бесплатная консультация юриста

Напишите о вашей ситуации ниже в форме обратной связи и поучите бесплатную консультацию юриста

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector