Справка об аттестации рабочих мест образец

Справка об аттестации рабочих мест образец

Аттестационный лист

Применение аттестационных листов происходит тогда, когда предприятию или организации требуется проверить сотрудников на проф. пригодность. Поводом для таких проверок могут служить самые разные обстоятельства: выявленная халатность в работе, регулярные поломки оборудования и техники, замечания со стороны клиентов и заказчиков и т.д. Следует отметить, что аттестации могут носить и плановый характер.

Для чего нужна аттестация сотрудников

В большинстве случаев процедура аттестации позволяет определить уровень профессиональной подготовки кадров, оценить теоретические и практические знания сотрудников, понять их действия в случае возникновения сложных и нештатных ситуаций.

Она считается очень полезной и дает возможность руководству предприятия своевременно принять меры к устранению недочетов в области подготовки персонала, направить сотрудников на курсы повышения квалификации или, в случае установления факта несоответствия занимаемой должности, уволить кого-либо из работников.

В большинстве организаций процедура аттестации не обязательна, а носит сугубо добровольный характер. При этом в бюджетной сфере (образование и здравоохранение) и некоторых специализированных частных компаниях такая форма экзаменации является установленной законодательно необходимостью.

Кого нельзя подвергать аттестации

Как уже говорилось выше, на некоторых предприятиях аттестация — рядовое явление, которое периодически проходят все профильные специалисты, независимо от уровня их квалификации (в числе прочих аттестацию проходят и работники, имеющие длительный стаж и научные степени). Тем не менее, есть категории граждан, которые законом защищены от подобного рода проверок. К ним относятся:

  • сотрудники, проработавшие по специальности (или на данной должности) меньше года,
  • беременные работницы,
  • женщины, ухаживавшие за детьми до трехлетнего возраста,
  • студенты дневных форм обучений в течение первого года после выхода на работу,
  • лица, находящиеся на длительном больничном.

Порядок проведения аттестации

  1. Прежде чем приступить к аттестации сотрудников, по предприятию издается соответствующий приказ.
  2. Затем на его основе создается специальная комиссия, в которую входит не менее трех человек. Обычно это
    • руководитель организации (или уполномоченное действовать от его имени лицо),
    • руководитель структурного подразделения,
    • другие сотрудники предприятия, обладающие достаточным уровнем образования и квалификации для того, чтобы позволять им давать оценки другим работникам.

В некоторых случаях к участию в аттестационной комиссии может быть привлечен сторонний эксперт в той области, в которой трудятся проходящие аттестацию сотрудники.

  • После того, как комиссия будет назначена, она приступает к своим обязанностям.
  • Процесс аттестации чем-то напоминает экзамен: аттестируемому задаются вопросы, на которые он должен отвечать. В зависимости от результатов проверки комиссия делает выводы по каждому конкретному человеку (аттестация может проводиться как в отношении одного работника, так и сразу группы сотрудников).

    Следует отметить, что к аттестации следует относиться со всей строгостью и вниманием, поскольку ее итоги могут служить поводом как к повышению сотрудника в занимаемой должности, так и к его увольнению.

    Если в проведении аттестации будут выявлены какие-либо нарушения, то возможна повторная процедура. В случае если работник не будет согласен в результатами проверки, он может обратиться в суд с их обжалованием.

    Если работник не прошел аттестацию

    Итоги аттестации всегда бывают разными. Чаще всего, сотрудники все же соответствуют занимаемым должностям (это связано с тем, что сегодня отбор на вакансии производиться по довольно высоким критериям), но иногда все же встречаются и случаи несоответствия. При таком варианте развития событий работодатель может в письменной форме предложить сотруднику вакансию, которая подходит ему по его квалификационному уровню и если работник согласен, то его переводят на другую должность, составляя соответствующий приказ по форме Т-5. Если же вариантов с другой работой на предприятии нет или же человек в письменной же форме отказался от предложенного ему места, то происходит увольнение.

    Правила составления аттестационного листа

    Аттестационный лист не имеет унифицированного, обязательного к применению образца, поэтому писать его можно в свободном виде. Однако при его оформлении следует придерживаться некоторых правил. В частности, нужно обязательно указывать

    • дату аттестации,
    • данные сотрудника, который подвергся проверке: его фамилию, имя, отчество, должность (она должна соответствовать штатному расписанию, а ее функции, права и ответственность – должностной инструкции),
    • далее следует фиксировать контрольные вопросы (они должны напрямую касаться практической деятельности работника),
    • ответы на них
    • и вердикт комиссии.

    При необходимости каких-то дополнений и примечаний со стороны экзаменаторов их также необходимо регистрировать в аттестационном листе.

    Правила оформления

    Аттестационный лист может быть оформлен как в рукописной, так и в печатной форме, как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке предприятия. Он в обязательном порядке должен быть удостоверен подписями всех членов аттестационной комиссии. Кроме того, с ним под роспись должен быть ознакомлен и сам проверяемый сотрудник. Лист составляется в нескольких экземплярах: один передается в архив компании, остальные – всем заинтересованным лицам.

    Образец оформления аттестационного листа

    Заполнение данных о сотруднике

    В начале документа посередине строки пишется его название. Затем заполняют данные сотрудника:

    • фамилия, имя, отчество сотрудника,
    • дата его рождения,
    • сведения об образовании,
    • должность на момент аттестации
    • дата, с которой человек приступил к выполнению своих обязанностей (в соответствии с трудовым договором),
    • общий стаж, стаж по специальности,
    • стаж на последнем месте работы.

    Вопросы, задаваемые сотруднику

    Вторая часть документа касается собственно содержания аттестации. Здесь тщательно и подробно фиксируются все вопросы, которые были заданы сотруднику по его специальности, а также его ответы на них. Затем регистрируются высказанные замечания и предложения, как со стороны членов аттестационной комиссии, так и со стороны самого проверяемого.

    Решение аттестационной комиссии

    Завершающая часть процедуры сводится к тому, что члены комиссии, в процессе совещания выносят решение, соответствует ли данный специалист занимаемой должности. Их вывод также вносится в аттестационный лист. Затем проверяющие дают рекомендации сотруднику по дальнейшей работе, после чего удостоверяют документ своими подписями. После этого работник также подписывает документ.

    Документальное оформление аттестации рабочих мест

    «Зарплата», 2011, N 9

    В прошлом номере мы рассказали о том, как изменились правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Другими стали и документы, которые необходимо при этом оформить.

    Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлен в Приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок). Он вступил в силу с 1 сентября 2011 г. и распространяется на всех работодателей.

    Что изменилось

    По сравнению со старым Порядком об аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 и не действует с 1 сентября 2011 г.) формы документов изменились.

    Во многих из них теперь есть шапка (в ней указывают основные данные о работодателе (ИНН, ОКОГУ, ОКВЭД и т.д.)) и графы, предназначенные для подписей уполномоченных лиц и работников.

    Кроме того, появилась новая форма — «Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам» (Приложение N 7 к Порядку).

    Положение об аттестации

    Последовательность и особенности проведения аттестации на предприятии должны быть установлены локальным нормативным актом работодателя, разработанным на основании Порядка. Его нужно согласовать с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника. Таким документом может являться, к примеру, положение о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Также не запрещается прописывать условие об аттестации рабочих мест в трудовом (коллективном) договоре.

    Фрагмент коллективного договора

    Схема документооборота при аттестации рабочих мест по условиям труда

    Последовательность составления документов определяется этапами проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Напомним их.

    Этап I. Подготовка к проведению аттестации.

    Этап II. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

    Этап III. Комплексная оценка условий труда на рабочих местах. Подведение итогов аттестации.

    Этап IV. Анализ результатов аттестации. Планирование мероприятий по улучшению условий труда.

    Обратите внимание: оценку условий труда на аттестуемых рабочих местах (этап II) проводят специалисты аттестующих организаций, имеющих аккредитацию на осуществление измерительных работ. Документы, отражающие результаты оценки, готовят и заполняют специалисты самой аттестующей организации, а не работодатель. Поэтому их оформление в статье рассматриваться не будет. Здесь мы ограничимся рассмотрением документов, которые должен составить работодатель (аттестационная комиссия).

    На с. 98 представлена схема документооборота при аттестации рабочих мест по условиям труда. Поясним цветовое обозначение отдельных блоков схемы документооборота. Голубым цветом выделены документы, составляемые работодателем, желтым — аттестующей организацией, зеленым — аттестационной комиссией. Договор с аттестующей организацией — двусторонний документ — окрашен в серый цвет.

    Выделено голубым цветом.
    Выделено желтым цветом.
    Выделено зеленым цветом.
    Выделено серым цветом.

    Приказ о проведении аттестации

    В приказе руководителя компании о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда указывают:

    • состав аттестационной комиссии (при необходимости — состав аттестационных комиссий структурных подразделений);
    • Ф.И.О. ее председателя;
    • факт привлечения к аттестации специализированной организации;
    • график проведения работ. Он может быть оформлен отдельным приложением к приказу.

    Образцы приказа о проведении аттестации и приложения к нему мы приводим на с. 99 и 100.

    Образец приказа о проведении аттестации

    Образец приложения к приказу

    Договор с аттестующей организацией

    Выбирает аттестующую организацию работодатель. Текст договора на оказание услуг по аттестации рабочих мест, как правило, представляет аттестующая организация. Тем не менее важно проверить, чтобы в документе были указаны:

    • предмет договора;
    • стоимость услуг и порядок их оплаты (перечисление аванса, полная оплата договора). Для этих целей к договору может прилагаться спецификация на оказание услуг;
    • сроки начала и окончания работ;
    • обязательства сторон;
    • форс-мажорные обстоятельства.
    Читать еще:  Требования предъявляемые к решению арбитражного суда

    Кроме того, договор может содержать условие об обязанности компании-работодателя предоставить аттестующей организации определенный перечень данных и документов (табл. 1). Их нужно подготовить заранее.

    Таблица 1. Сведения, которые может затребовать аттестующая организация

    Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации

    Прежде чем приступить к аттестации, аттестационная комиссия составляет Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (Приложение N 1 к Порядку). Образец заполнения документа приведен на с. 103.

    Фрагмент Перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

    Нумерация рабочих мест. В графе 1 «N рабочего места» указывают номера рабочих мест. Он не может быть более 8 знаков (от 1 до 99 999 999).

    Аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а». Их нумерация должна указывать на номер Карты аттестации рабочего места (далее — Карта аттестации).

    Наименование профессий. В графах 2 «Наименование рабочего места (профессии, должности)» и 3 «Код профессии, должности по ОК 016-94» указывают наименования профессий рабочих или должностей служащих в соответствии со штатным расписанием и их коды согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов — ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367).

    Количество работников. В графах 4 «Количество работающих» и 5 «Из них женщин» указывают количество работающих и женщин с учетом всех аналогичных рабочих мест.

    Химические факторы и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД). Если таких факторов нет, то в графах 7 «Химический» и 9 «Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия» ставят знак «-«.

    Если есть химические факторы и АПФД, в графах 7 и 9 ставят знак «*», а на отдельных листах приводят таблицы «Распределение измеряемых химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия по рабочим местам» и «Перечень химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия».

    Обратите внимание: при заполнении соответствующих граф нужно руководствоваться Гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.1313-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 76) и Гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.2308-07, которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 N 89.

    Карта аттестации

    Форма карты аттестации приведена в Приложении N 2 к Порядку. В ней отражаются сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, сведения о применяемых компенсациях, рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест, заключение об аттестации.

    На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации (на первое рабочее место).

    Наименование профессии (должности) работника и код. В этом подстрочнике указывают профессию (должность) работника в соответствии со штатным расписанием. Коды профессий (должностей) работников заполняются в соответствии с ОК 016-94. Они могут содержать дополнительный фасет, указывающий, что данная профессия (должность) является производной. Кроме того, к наименованию профессии (должности) можно в скобках дописывать уточняющие сведения, облегчающие идентификацию рабочего места.

    Если в Классификаторе нет данной должности (профессии), то в подстрочнике строки «код по ОК 016-94» отмечают: «Отсутствует».

    Наименование структурного подразделения. В данной строке указывают наименование структурного подразделения в соответствии с имеющейся у работодателя системой наименований. Если структурные подразделения не выделены, делают запись: «Отсутствует».

    Количество и номера аналогичных рабочих мест. Отражают количество аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта аттестации. Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в перечне рабочих мест.

    Количество работающих. В строке 020 указывают численность работающих по штатному расписанию или фактическую численность работников за месяц, предшествовавший заполнению Карты аттестации. Также указывают количество женщин и лиц моложе 18 лет.

    Оценка условий труда (строка 030). Здесь отражают сведения об оценке условий труда на основе результатов оценки условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ.

    Сведения о компенсациях работникам. В таблице строки 040 «Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда» указывают фактические данные и данные о необходимости предоставления компенсаций по результатам оценки условий труда с соответствующим обоснованием.

    Сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии (строка 041). В этой строке делают запись «нет» или «да». При этом должна быть указана глава, статья, пункт Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлений Правительства РФ.

    Заметим, если право на льготное пенсионное обеспечение установлено Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то следует указать номер Списка (1 или 2) производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, вид производства, вид работ, код профессии в Списке.

    Рекомендации. В строке 060 аттестационная комиссия должна дать рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда, режиму труда и отдыха, подбору работников.

    Как заполнять Карту аттестации, показано на с. 106.

    Карта специальной оценки условий труда рабочего места

    Непринятие мер по охране труда может повлечь для работодателя:

    • штраф в размере до 200 000 рублей;
    • административную приостановку деятельности производства на срок до 90 дней;
    • лишение свободы сроком до 5 лет.

    Для чего нужна карта СОУТ

    Лист спецоценки рабочего места необходим для:

    • сотрудников, потому что в этом документе изложены все вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказать влияние на их здоровье;
    • работодателя, потому что ему необходимо понимать, какие меры принимать по обеспечению законодательства в сфере охраны труда;
    • контролирующих органов, потому что они осуществляют надзор за соблюдением прав работников и обязанностей работодателей.

    Образец заполнения карты специальной оценки условий труда

    Обязательно нужно указать:

    • наименование структурного подразделения и должности;
    • численность сотрудников и их СНИЛС;
    • используемое оборудование;
    • классификацию вредных и опасных факторов;
    • средства индивидуальной защиты;
    • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

    Заполнение пошаговое, образец заполнения приведен ниже.

    В качестве методического документа, который облегчит заполнение карты, необходимо использовать Инструкцию (Приложение № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

    Шаг 1. Заполняем шапку

    Указываем полное наименование работодателя, адрес местонахождения, Ф.И.О. руководителя, электронную почту и иные сведения согласно наименованиям ячеек.

    Шаг 2. Присваиваем номер и заносим сведения о количестве работников и выполняемой ими работе

    Номер присваивается порядковый, должность и наименование структурного подразделения указываются в соответствии со штатным расписанием, количество и номера аналогичных рабочих мест указываются при их наличии (если отсутствуют, ничего писать не надо; если такие места есть, сведения о них можно взять из Раздела II отчета по итогам СОУТ).

    Выпуск ЕТКС, ЕКС — это реквизиты единых тарифно-квалификационных справочников, на основании которых было составлено штатное расписание. Просто указываем их реквизиты.

    Численность работающих заносится в таблицу по факту, в том числе по аналогичным рабочим местам.

    Шаг 3. Вписываем СНИЛС работников

    Здесь записываются номера страховых свидетельств действующих сотрудников, которые трудятся в настоящий момент на этом месте. Потом сюда будут вписываться данные СНИЛС всех вновь принятых.

    Шаг 4. Заполняем поле об используемом оборудовании

    Если это фрезерный станок, то пишем, что это фрезер, модель такая-то, номер такой-то (как в документах на его эксплуатацию). Используемое сырье — металл, СОЖ.

    Если это офисный ксерокс, то так и пишем, копировальная машина, модель и номер. Используемое сырье — бумага и красящий порошок. Опасные и вредные факторы здесь не указываются, они пишутся ниже.

    Шаг 5. Заполняем сведения о вредных и опасных факторах

    Вообще отчет по итогам СОУТ заполняет эксперт организации, которая ее непосредственно проводила. Но если вам посчастливилось заполнять отчет самостоятельно, то все необходимые сведения о вредных и опасных факторах необходимо взять из заключения по их замерам, которое должна была подготовить соответствующая лаборатория. Из головы ничего брать в этот раздел не надо, все только из документов.

    Здесь же указываются сведения об оценке эффективности СИЗ (информация берется из Раздела IV отчета).

    Шаг 6. Заполняем сведения о гарантиях и компенсациях

    В этом разделе указываются гарантии и компенсации, которые предусмотрены законодательством об охране труда. Если по определенной должности что-то положено: сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко за вредность и т. п. — все это указывается в этом разделе с указанием на нормативный документ.

    Шаг 7. Пишем рекомендации по улучшению условий труда

    Сюда вписываем сведения, которые комиссия по СОУТ рекомендует с целью минимизации вредных и опасных производственных факторов на организм сотрудника. Полный перечень мероприятий по улучшению условий труда содержится в Разделе VI отчета.

    Если рекомендации отсутствуют, так и пишем — нет.

    Шаг 8. Подписываем у членов комиссии по СОУТ

    Все члены комиссии должны расписаться в карте.

    Шаг 9. Знакомим работников

    Все сотрудники, которые заняты на этом рабочем месте, даже если они один раз в день приходят для выполнения разовой операции (сделать копию на ксероксе, например), должны быть ознакомлены с результатами СОУТ по этому рабочему месту.

    Пример заполнения карты специальной оценки условий труда

    Ознакомление с картами специальной оценки условий труда, как и внесение СНИЛС работников в этот документ, необходимо рассмотреть отдельно, потому что именно эти разделы вызывают наибольшее количество вопросов при заполнении.

    Внесение СНИЛС в карту СОУТ

    Согласно Приложению № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н (Инструкция по заполнению формы отчета по результатам СОУТ), в строке 021 карты указывается информация о СНИЛС работников. И больше в Инструкции по поводу внесения СНИЛС в карты СОУТ ничего не разъясняется.

    Читать еще:  Срок вступления в силу постановления по разводу

    Стандартно формой предусмотрено 4 строки под СНИЛС работников. Но в реальности работников на этом рабочем месте может трудиться намного больше. Кроме того, одни люди приходят, другие уходят. А как форму заполнять, нигде не написано. Поэтому вписывайте СНИЛС всех сотрудников, которые заняты на данном месте. Если строк не хватит, сделайте дополнение (по аналогии с отпусками в личных карточках Т-2).

    Ознакомление с картой СОУТ

    Ознакомление сотрудников с картами специальной оценки условий труда проводится по завершению всех замеров и исследований. Все сотрудники, занятые на этом месте, должны быть ознакомлены под подпись. Если места не хватает, сделайте дополнительный лист.

    Где хранится карта СОУТ

    Место или структурное подразделение, где хранятся документы по итогам специальной оценки, работодатель определяет самостоятельно своим нормативным актом. Если в организации есть отдельная должность или служба по охране труда, то указанные документы будут храниться там. Если соответствующего специалиста в организации нет, значит, карты СОУТ будут храниться либо в кадрах, либо в бухгалтерии (по принципу — кто непосредственно организовывал, тот и хранит).

    Аттестация рабочих мест по новому

    Аттестация рабочих мест по новому

    И что же нового теперь нам предстоит:

    Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

    • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
    • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот – сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
    • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
    • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

    Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

    Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

    В соответствии с абзацем 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест. В п. 7 Порядка содержится перечень соответствующих прав и обязанностей как работодателя, так и аттестующей организации. От последней работодатель вправе требовать документального подтверждения аккредитации – уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или хотя бы его копии. При проведении аттестации работодатель должен предоставлять необходимую документацию, давать разъяснения и оказывать содействие аттестующей организации. Та, в свою очередь, самостоятельно определяет методы, с помощью которых будут проводиться измерения и оценка на основе Порядка и нормативных правовых актов, определяет состав специалистов, которые будут проводить измерения и оценку, и может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не обеспечит необходимые условия. Кроме того, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предоставить об­основания выводов, полученных по результатам аттестации. Работодатель теперь сам может устанавливать сроки проведения аттестации, учитывая, что она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, что указано в п. 8 Порядка. Для этого он, согласно п. 11 Порядка, издает приказ, которым утверждаются состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации (приложения 1 и 2). А вот аттестация новых рабочих мест должна начаться не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию и будет внеплановой (п. 8 Порядка). Внеплановая аттестация проводится также и по результатам госэкспертизы условий труда, при замене производственного оборудования, средств коллективной защиты или модификации технологического процесса.

    Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, – этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

    Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

    Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации в соответствии с п. 14–19 Порядка. Она должна затронуть все факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень факторов формируется из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также предложений работников. Оценка должна выполняться на основе инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды в ходе типичных для организации производственных процессов. Средства измерения следует проверить в установленном порядке. Все измерения и оценка, как и раньше, оформляются протоколом. Однако форма протокола и требования к его оформлению изменились. Сама форма протокола приводится в приложение № 4 Порядка. Теперь в протоколе, согласно п. 18 Порядка, надо обязательно указать полное и сокращенное наименование организации, фактический адрес местонахождения организации. Помимо наименования рабочего места необходимо привести должности работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, в соответствии с ОКПДТР, а также сведения об аккредитации как самой аттестующей организации, так и ее испытательной лаборатории. Завершают протокол заключение о фактическом уровне фактора на всех местах, где проводились измерения, и итоговом классе условий труда по этому фактору. Подписать протокол должны всего два лица – ответственное должностное лицо и специалист аттестующей организации, который проводил измерения. Но если измерения и оценку выполняли несколько специалис­тов, то в протоколе должны быть указаны все, кто принимал в этом участие. Протокол обязательно заверяется печатью аттестующей организации (приложение 3).

    Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем – проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

    Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

    Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

    Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета. К такому отчету должны прилагаться те же документы, которые входили раньше в состав пакета, но вместо приказа о проведении аттестации должен быть приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Так как в аттестации теперь обязательно задействована аттестующая организация, то к отчету прилагается новый документ – «Сведения об аттестующей организации». Его форма приведена в приложении № 10 Порядка. В этом документе детально излагаются данные аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, данные о руководителе, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и о ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также информация о приборах, с помощью которых проводились измерения. Если по окончании аттестации выдается заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка, то они также должны прилагаться к отчету. В новом Порядке определен срок рассмотрения отчета аттестационной комиссией. Согласно подпункту 12 п. 44 Порядка, он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления документа. В этот же срок аттестационная комиссия подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом работодателю. А работодатель в свою очередь в течение следующих 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета и в обязательном порядке ознакомить работника под роспись с результатами аттестации.

    Читать еще:  Как долго готовится снилс на ребенка

    Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда – причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

    Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, – сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

    cправка

    Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, согласно закону РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    Пример приказа о создании аттестационной комиссии

    Результаты аттестации рабочих мест

    Опубликовано: 18.12.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

    С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. Результаты проведенной аттестации рабочих мест признаются действительными до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. О подробностях читайте здесь.

    Результаты аттестации рабочих мест. Так звучит одна из важных тем, которая включена в общее понятие – «аттестация рабочих мест по условиям труда» (АРМ, – ред.). Порядок проведения регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Под процессом аттестации подразумевается полный анализ существующих условий на рабочих местах. От того, насколько будет правильно организована производственная среда, зависит сохранность здоровья и жизни каждого сотрудника. Работодатели привыкли воспринимать аттестацию, как очередную головную боль. Трудоемкий процесс требует предельной внимательности, грамотной организации. Конечно, как вариант поиска легких путей, можно возложить все функции на аттестующую организацию по проведению, но вот вопрос: «А будет ли показан достоверный и объективный результат в таком случае?». Ведь аттестующая организация, по своей сути, является ячейкой, которая предоставляет услуги на рынке труда и в ее интересах лежит только экономическая сторона дела. Не зная броду, не лезь в воду – так говорили наши предки. Работодатели, которые полагаются полностью на организации, не вникая в вопросы аттестации, нередко получают результаты, не соответствующие действительности. А что тогда? Проверки контролирующих органов, штрафы – это как одно отягчающее последствие. Уголовная ответственность за ненадлежащее качество организации производственного процесса, повлекшее смерть работника – это можно предупредить заранее.

    АРМ стала центром внимания органов Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд, – ред.). Активно практикующееся фактическое проведение, которое заключается в том, чтобы по минимуму беспокоить работодателя, от которого требуется лишь предоставление сведений об организации и быстрой оплаты, приобрело некорректные формы предоставления услуг. Дошло до того, что пакет документов готовится на основании представленных данных работодателем, даже не осуществляя инструментальные замеры производственных факторов. «Оборотные» процессы стали центром внимания контрольно-надзорных органов.

    При проведении аттестации важны все составляющие: определение рабочих мест, подлежащих АРМ, объективная оценка условий труда, правильно оформленные документы, достоверные сведения и т.д. Эти показатели влияют на общий результат аттестации. Что он включает в себя и как он может пригодиться в дальнейшем ведении деятельности каждому работодателю?

    Во-первых, результат АРМ подразумевает полученные сведения комплексной оценки всех рабочих мест предприятия. Для каждого работодателя важно, чтобы итог работы был положительным, дабы не вызывать нареканий со стороны контролирующих органов. Но судя по обстановке в организациях в целом по стране, организация труда на них оставляет желать лучшего. Аттестация была введена для оптимизации условий труда рабочего процесса в 80-х годах XX века, но статистика несчастных случаев, травм, профзаболеваний не говорит о кардинальном уменьшении подобных ситуаций. Поэтому необходимо было сделать процесс более структурированным и требовательным по отношению к работодателю. Важен не просто результат проведения аттестации по факту, важно – качество. Полученные результаты аттестации оформляются в виде отчета, который содержит следующий перечень документов:

    • приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии;
    • график проведения работ по аттестации;
    • перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации;
    • карты АРМ;
    • сводная ведомость результатов АРМ;
    • сводная таблица классов условий труда;
    • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
    • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам АРМ по условиям труда;
    • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
    • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии);
    • итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации;
    • сведения об аттестующей организации;
    • приказ о завершении аттестации.

    Пакет документов формирует аттестационная комиссия, после чего отдает для ознакомления работодателю. При согласии с результатами он утверждает приказ о завершении АРМ на предприятии и отчет об аттестации. В свою очередь, работодатель имеет полное право передать пакет документов на государственную экспертизу. Чаще всего это делается для того, чтобы удостовериться – не зря ли он заплатил деньги аттестующей организации и соответствуют ли результаты законодательным требованиям охраны труда. Экспертизу условий труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда. Услуга предоставляется для всех работодателей бесплатно сроком не более одного месяца. Ненадлежащая оценка условий труда выявляется путем анализа представленных документов. При положительном решении выдается заключение государственной экспертизы условий труда по качеству проведения АРМ. Если в ходе проверки выявляются нарушения, работодатель получит решение, согласно которому он должен будет незамедлительно исправить несоответствия. По словам начальника отдела социального партнерства, оплаты и охраны труда Государственного комитета по труду и занятости Республики Мордовия Дениса Фролова, в государственной экспертизе, как правило, заинтересованы 70% работодателей от общего числа проводящих аттестацию, потому как при любых видах проверки вышестоящих инстанций (государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор) будут запрашиваться, в первую очередь, материалы аттестации. Если в ходе проверок выявится, что проведенный контроль показывает результаты, которые прямо противоположны результатам аттестации, работодатель облагается штрафными санкциями. Не стоит забывать и об уголовной ответственности при несчастных случаях на производстве. Подробнее с видами взысканий и мерами ответственности, Вы можете ознакомиться в материале: «Обязательная аттестация рабочих мест». Результаты государственной экспертизы являются действительными в течение действующего периода аттестации – пяти лет.

    При положительной госэкпертизе, работодатель может с уверенностью отчитываться в органы государственной инспекции по труду, в которую необходимо предоставлять сводную ведомость по результатам аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 дней с момента издания приказа о завершении. Итоговое решение ГИТ очень важно для дальнейшего ведения деятельности работодателя. Инспектор по труду проводит анализ результатов в соответствии с Приказом Роструда от 31 августа 2011 г. № 193. Он проводит документарную проверку сведений. Если в результатах отражены рабочие места с вредными и опасными условиями труда, он принимает решение о внеплановой проверке с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, о которой работодатель должен быть предупрежден уполномоченным должностным лицом не менее, чем за 24 часа до приезда инспектора. Также органы госинспекции по труду могут проводить плановую проверку один раз в три года для того, чтобы проследить за тем, как осуществляются требования законодательства о труде, исправлены ли нарушения в соответствии с планом мероприятий, разработанным членами аттестационной комиссии при проведении АРМ.

    Аттестация может использоваться работодателем в следующих целях:

    • для оценки профессионального риска;
    • расчета скидок и надбавок страхового тарифа в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • контроля состояния условий труда в организации;
    • обоснования отмены или начисления льгот и компенсаций сотрудникам.

    На официальном сайте Роструда собраны полные данные по АРМ со всех регионов страны, оформленных в виде реестров сведений о результатах аттестации. По словам руководителя Роструда Юрия Герция, за последние годы АРМ проводилась на 54288 предприятиях. Подтвердить соответствующий уровень удалось на 3048000 рабочих местах.

    Каждый работодатель должен представлять важность проведения качественной экспертизы условий труда на предприятии. Создание положительного и безопасного климата позволит избежать серьезных последствий в организации производственной среды.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector