Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам

Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам

Примеры судебной практики по заболеваниям вследствие техногенной катастрофы

Дело инвалида-чернобыльца

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС М-ов стал инвалидом в 1995 году с 70% утраты профессиональной трудоспособности. В 1996 году УСЗН назначило М-ву ежемесячный размер возмещения вреда здоровью исходя из его заработка до установления инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности. В 1999 году УСЗН пересмотрело выплачиваемый размер платежа и уменьшило его в три раза. К моменту вступления в силу Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001, который определяет порядок выплаты возмещения вреда здоровью в зависимости от группы инвалидности, ежемесячный платеж оказался по своему размеру меньше, чем сумма 2500 руб., устанавливаемая инвалидам 2 группы. В результате инвалид получал твердый размер платежа с учетом индексации на уровень инфляции, что на 2015 год составляло 8169,13 руб.

При проверке правильности выплачиваемых сумм юристами Компании были выявлены грубейшие нарушения со стороны УСЗН, которое незаконно снизило ранее выплачиваемую сумму и без согласия самого получателя платежей перевело его на получение твердой суммы возмещения.

В ходе судебного разбирательства удалось доказать нарушения прав инвалида и взыскать в пользу клиента ежемесячную выплату, превышающую в 2 раза ранее получаемую сумму в счет возмещения вреда здоровью. Также была взыскана сумма задолженности за весь период выявленного нарушения, что составило более 1 млн. 700 тыс. руб. Таким образом, наша Компания помогла восстановить справедливость даже спустя так много лет и заставить ответчика выплатить положенные компенсации.

Дело инвалида-чернобыльца

Продолжается отстаивание интересов в суде инвалидов-чернобыльцев.

Инвалид-чернобылец Г-н является получателем выплат в возмещение вреда здоровью. Однако Военный комиссариат Нижегородской области (ответчик) при осуществлении выплат не производил их индексацию.

Представляя интересы Г-на в суде, юристы Компании имели целью увеличить размер выплат с учетом требований об индексации. В ноябре 2013 года Решением районного суда г.Н.Новгорода исковые требования инвалида-чернобыльца были удовлетворены. Ответчик обжаловал дело в Нижегородский областной суд. В ноябре 2014 года жалоба ответчика была рассмотрена в Нижегородском областном суде. Нижегородский областной суд согласился с аргументами юристов Компании и оставил в силе решение районного суда. Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам посчитала позицию истца верной и оставила без изменений решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от ноября 2013 года, которым пересчитан размер ежемесячного платежа и взыскана сумма задолженности за прошлое время.

Дело инвалида-чернобыльца

Продолжается отстаивание интересов в суде инвалидов-чернобыльцев, несмотря на весьма быстро меняющуюся (не в пользу инвалидов-чернобыльцев) судебную практику.

В декабре 2013 года решением районного суда г.Н.Новгорода были удовлетворены исковые требования инвалида-чернобыльца 2 группы, при 80% утраты профессиональной трудоспособности ежемесячный платеж был увеличен в 2 раза, а также взыскана сумма задолженности с 2004 года, т.е. за весь период нарушенного права на возмещение вреда в полном объеме. Данное дело примечательно тем, что до обращения в нашу компанию чернобылец получал сумму ограниченную максимальным размером выплаты в 30000 руб. Юристам Компании удалось доказать в суде, что ограниченный размер выплаты нарушает права инвалида-чернобыльца. Ответчик обжаловал дело в Нижегородский областной суд. Но Нижегородский областной суд согласился с аргументами юристов Компании и оставил в силе рушение районного суда.

Таким образом, в результате проделанной объемной и сложной работы право инвалидов-чернобыльцев на надлежащие выплаты в очередной раз восторжествовало. Это очередная большая победа нашей Компании.

Дело о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью (вред здоровью был причинен при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

В нашу компанию обратился С-в, который принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Пробыв на Чернобыльской АЭС 2,5 месяца С-в остался инвалидом 3 группы на всю жизнь. Многие годы получал минимальную фиксированную сумму в счет возмещения вреда здоровью, в то время как в силу закона имел право на выбор нескольких вариантов расчета получаемого платежа.

В судебном порядке с помощью юристов компании удалось доказать нарушение законных прав инвалида-чернобыльца и в 2014 году было вынесено судебное решение, в соответствии с которым размер ежемесячных выплат был увеличен в три раза, а также взыскана задолженность по данному виду платежа за прошлое время.

С указанным решением не согласился ответчик и подал апелляционную жалобу. Нижегородским областным судом решение суда первой инстанции было оставлено в силе, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Дело о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью (вред здоровью был причинен при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

В 1986 году Т-ков принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В результате облучения стал инвалидом 2 группы. Многие годы получал минимальную фиксированную сумму в счет возмещения вреда здоровью, в то время как в силу закона имел право на выбор нескольких вариантов расчета получаемого платежа.

В судебном порядке с помощью юристов компании удалось доказать нарушение законных прав инвалида-чернобыльца и в 2012 году было вынесено судебное решение, в соответствии с которым размер ежемесячных выплат был увеличен более, чем в три раза и взыскана задолженность по данному виду платежа за прошлое время.

С указанным решением не согласился ответчик и подал апелляционную жалобу. В 2013 году дело было рассмотрено Апелляционной инстанцией, решение первой инстанции оставлено без изменений.

Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2005 г. в пользу истца взыскана единовременная недополученная сумма в возмещение вреда в размере 107349,09 руб. за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года /л.д. 5 — 7/. Указанная денежная сумма истцу выплачена, что им не оспаривается.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, введенным в действие с 15 февраля 2001 года, ч. 1 ст. 14 базового Закона изложена в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка, в том числе инвалидам 1 группы – 5 000 рублей.

Порядок назначения ежемесячных сумм возмещения вреда

Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Авария на Чернобыльской АЭС, случившаяся в 1986 году, стала трагедией для многих стран, так как радиоактивное облако нанесло катастрофический вред здоровью огромного количества граждан. Пострадали от этой трагедии и многие жители России, поэтому, чтобы хоть частично возместить ущерб здоровью, правительственный аппарат предлагает льготы чернобыльцам.

Льгота ликвидаторам чернобыльской АЭС полагается практически в каждой жизненной сфере, для ее получения необходимо оформление специального удостоверения.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Как добиться увеличения размера выплаты вдове инвалида ЧАЭС

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым ВС.

В соответствии со справками Бюро МСЭ от 7 июня 2011 года, Ковальков *.*. являлся инвалидом 1-ой группы со 100% утратой трудоспособности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.

Прошу, не принимайте во внимание судебную практику по чернобыльцам и решениям судов до ноября 1995 года.

Представляется, что иные расходы в соответствии с требованиями гражданского законодательства должны находиться в прямой причинной связи с противоправными действиями органа дознания, дознавателя, следователя и суда.

Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф

N ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п. 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г.

Необходимы решения судов подтверждающих законность применения сводных пенсионных коэффициентов. Буду требовать перерасчета. В августе 1999 году суд обязал работодателя платить мне утраченный заработок. Первый расчет утраченного заработка производился судом в августе 1999 года по п. 3 статьи 11 «Правил возмещения вреда …» Постановление ВС РФ от 24. 12. 1992 №4214-1. Хочу проверить расчет утраченного заработка и коэффициенты, которые применил суд.

Необходимость принятия новых постановлений Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики по делам, связанным с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ от 15.05.91 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон от 15.05.91 № 1244–1) вызвана следующим.

Определение Самарского областного суда от 07.02.2012 по делу N 33-1342/2012

Требование о возмещении имущественного вреда может быть заявлено законным представителем реабилитированного.

Второй вариант 2-го абзаца, предложенный судьей Верховного Суда РФ Зыряновым А. И.: «Моральный вред подлежит возмещению, если наступил от последствий, возникших после введения в действие закона, предусматривающего возможность компенсации потерпевшему морального вреда».

Решением Самарского районного суда г. Самары от 03.10.2007 года с Военного комиссариата Самарской области в пользу истца взыскана за период с 01.01.2002 г. по 31.08.2007 г. недополученная сумма компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в размере 43030,56 руб. единовременно, начиная с 01.09.2007 года и пожизненно, ежемесячно в размере 5389,57 руб. /л.д. 26 — 27/.

Второй вариант 2-го абзаца, предложенный судьей Верховного Суда РФ Зыряновым А. И.: «Моральный вред подлежит возмещению, если наступил от последствий, возникших после введения в действие закона, предусматривающего возможность компенсации потерпевшему морального вреда».

Суд 1 инстанции обоснованно указал, что требования истца о взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 14.02.2001 г. необоснованны, поскольку указанная сумма выплачена истцу на основании решения Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2005 г.

Таким образом, при направлении Макаровым В.Н. в (Дата) надзорной жалобы, она была изучена Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ.

НДФЛ при компенсации морального вреда

К военнослужащим, указанным выше, относятся военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Комитета государственной безопасности СССР и БССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством бывшего СССР, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел СССР.

Радиационному действию подверглись огромные территории, остались заброшенными целые города. Тысячи людей получили неизлечимые болезни, остались инвалидами.

Кроме того, определением Зареченского городского суда от (Дата) Макарову В.Н. восстановлен срок для подачи надзорной жалобы в Верховный суд Российской Федерации.

Закон в полной мере предусматривает льготы для граждан, пострадавших от других аварий (на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах и в других случаях, перечисленных в данной статье).

С 15 февраля 2001 года Гурьеву ВВ. назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы, размер которой составил 1000 рублей, с 2002 года — 2500 руб. как инвалиду II группы.

Гурьев ВВ. указал, что в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 20 декабря 2010 года № 21-П он в 2011 году обращался в суд с иском к военному комиссариату Волгоградской области об установлении суммы в возмещение вреда здоровью, индексации, о взыскании задолженности за период с 15 февраля 2001 года по 30 апреля 2011 года.

Помощник прокурора Городовиковского района Яшенков *.*. полагал необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, так как Ковалькова *.*. имеет право только на ежемесячную денежную компенсацию исходя из разницы твердой денежной суммы.

Есть судебная практика за более поздний период, но с правоотношениями, возникшими в тот период, который вас интересует 1991- 2002 г. Сами решения за 2011-2014 гг. Но это ничего не означает.

Постановление от 11.05.07 № 23 принято в связи с вынесением Кон­ституционным Судом РФ определения от 04.10.05 № 364-О по запросу ВС РФ, а также в связи с возникшими у судов вопросами.

При этом следует иметь в виду, что правоотношения по поводу возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются не общими нормами ГК РФ о возмещении вреда, причиненного здоровью, а специальным Законом РФ от 15.05.91 № 1244–1.

Многих волнует вопрос: какие льготы распространяются на пенсионеров-чернобыльцев? Данной категории граждан позволяется досрочно выходить на пенсию. Минимальным страховым стажем является 5-летний период. Инвалидам позволено выходить на пенсию на 10 лет раньше установленного срока. Другим льготникам, не имеющим инвалидности, позволено выходить на пенсию на 5 лет раньше установленного срока.

Читать еще:  Как оспорить отказ в шенгенской визе

Суммы оплаты дополнительного отпуска, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.08.2002 г. N 629 «О внесении изменений и дополнений в порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 г.

В пункте 3 постановления от 14.12.00 № 35 разъяснено, что надлежащим и единственным ответчиком по делам данной категории является государство, несущее конституционную ответственность по возмещению вреда лицам, пострадавшим при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

В результате применения варианта индексации в зависимости от даты установления группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалиды- чернобыльцы, инвалидность которым была установлена после (Дата) при назначении возмещения вреда оказались в неравном положении по сравнению с теми, кому инвалидность была установлена до этой даты.

Следует иметь в виду, что решением ВС РФ от 05.04.2004 N ГКПИ03-1383 «О признании недействующими пунктов 7 И 10 Инструкции по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденной Минюстом СССР, Прокуратурой СССР, Минфином СССР 02.03.1982» удовлетворено заявление И.Л.

Ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС, ставшими инвалидами после (Дата). индексация СМЗ производится в соответствии с частьюЗ статьи 1 1 Правил.

СУММЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ НДФЛ

Обобщение судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (утв.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 марта 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

При этом реабилитированный вправе по своему выбору обратиться как в суд, постановивший приговор, так и в суд по месту своего жительства или по месту нахождения органа, вынесшего решение о реабилитации.

В период до (Дата) возмещение вреда исчислялось в порядке, установленном Правилами возмещения вреда, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.92 г. №4214-1.

О назначении и выплате сумм в возмещение вреда как вдове инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Решение от 24 августа 2011 года № 2-308/2011. Республика Калмыкия.

Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам

Оспаривающий конституционность названных законоположений гражданин И.В. Рузайкин 26 апреля 1995 года был признан инвалидом II группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с установлением 80 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

Требования мотивированы тем, что в период военной службы, с 13.09.1986г по 06.10.1986г участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльский АЭС. С 27.03.2002 г. ему была установлена *** группа инвалидности с утратой ***% трудоспособности. Обращаем внимание, что с 01.06.2015 ст. 318 ГК РФ применяется в новой редакции (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ).

Примеры судебной практики по заболеваниям вследствие техногенной катастрофы

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. В пункте 13 Постановления от 14.12.00 № 35 обращается внимание на следующее. В соответствии с общим принципом применения судами норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суммы возмещения вреда подлежат увеличению на индексы, предусмотренные Постановлением ВС РФ от 24.12.92 № 4214–1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей».

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
В нашей стране Законы и Постановления Правительства кому как выгодно, так и трактуются. Например в Кабардино- Балкарской республике вдовам инвалидов — ликвидаторов чернобыльской катастрофы ( инвалидность и смерть связаны с работами на ЧАЭС) не выплачивают ежемесячную компенсацию на приобретение прод.товаров, хотя в других регионах России данная выплата в соответствие с Постановление Правительства от 24.09.2010г. №751 выплачивается. с апреля 2012 г. семьи потерявшие кормильца ( этаже категория) были лишены коммунальных услуг ст.14 п.3. и ст. 14 ч., хотя много лет услуги компенсировались50% скидкой. Неужели наши мужья призванные, как военнообязанные на спец. сборы по ликвидации катастрофы не заслужили, чтобы их семьи после смерти могли чувствовать поддержку со стороны государства.

Водители “ЯГРК” добились переговоров “забастовкой по-итальянски”

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, И.В. Рузайкин обратился в Военный комиссариат Республики Мордовия с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации.

Читать дальше 02 февраля 2017 «Защитой социальных прав» займутся в Нижегородской области Минюст России зарегистрировал общественную организацию «Защита социальных прав», призванную помочь тем, кто пострадал в результате несчастного случая или п… Читать дальше 02 февраля 2017 Общественная организация «Защита социальных прав» создана в Нижегородской области Общественная организация «Защита социальных прав» создана в Нижегородской области. Об этом сообщает пресс-служба организации.

В апелляционной жалобе представитель Сахабетдинова Р.А. – Пчелова И.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований Сахабетдинова Р.А. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам искового заявления. Также указывает, что законодательством РФ не устанавливается каких-либо ограничений по срокам обращения за получением компенсации морального вреда, как гаранта защиты личного неимущественного и нематериального блага, не имеет срока давности. Считает необоснованным вывод суда по отсчету времени на реализацию права требования компенсации морального вреда в период ликвидации катастрофы. В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам

Сахабетдинова Р*** А*** к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Чердаклинскому району, Министерству обороны РФ о взыскании единовременной денежной компенсации за потерю здоровья из расчета величины прожиточного минимума, взыскании компенсации за причиненный моральный вред отказать.
Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал. Газета зарегистрирована в Министерстве РФ по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций.

Интервью эксперта ЮО «Гражданские компенсации» агентству «НТА-Приволжье»… Читать дальше 29 августа 2016 Продолжение темы: На какие компенсации на самом деле имеют право пострадавшие при взрыве салюта дзержинцы? Интервью эксперта ЮО «Гражданские компенсации» городскому порталу «Нижний Новгород»… Читать дальше 29 августа 2016 Продолжение темы: Администрация Дзержинска может разделить ответственность за взрыв фейерверка.

Долги на Егоршинском радиозаводе погашаются медленно

Полагая, что таким же образом (исходя из денежного довольствия) должен определяться и размер причитающейся ему ежемесячной денежной компенсации, И.В. Рузайкин направил в Ленинский районный суд города Саранска исковое заявление с требованиями о возложении на Военный комиссариат Республики Мордовия обязанности установить ему с 1 июля 2008 года ежемесячную сумму возмещения вреда в размере 15 362 рубля 93 копейки и о взыскании недополученных за период с 15 февраля 2001 года по 30 июня 2008 года сумм возмещения вреда в размере 743 524 рубля 05 копеек. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в качестве общего правила, что ответственность за причинение вреда строится на началах вины: согласно п. 2 ст. 1064 лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.В. Рузайкина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
Суммы оплаты дополнительного отпуска, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.А. Гаджиева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства финансов Российской Федерации — Я.М. Смирновой, от Министерства обороны Российской Федерации — А.А. Обедина, от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации — В.П. Демидова, от Общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» России» — А.Я.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ? Я ВДОВА ИНВАЛИДА ПО ЧАЭС.Я ПОЛУЧАЮ ТОЛЬКО ДОПЛАТУ К ПЕНСИИ И ВСЕ. НЕ РАБОТАЮ. МУЖ УМЕР 03.О9.2010Г.
Сахабетдинов Р.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Чердаклинскому району, Министерству обороны РФ о взыскании единовременной денежной компенсации за потерю здоровья из расчета величины прожиточного минимума, компенсации морального вреда.

Мой отец, участник ликвидации Чернобыльской АЭС, умер 13 лет назад в возрасте 54 лет. Всю жизнь он прожил с моей мамой, находясь с ней в разводе. В данный момент, моя мама находится на заслуженном отдыхе.

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, в том числе моральный вред подлежит возмещению во всех случаях причинения вреда жизни и здоровью гражданина источниками повышенной опасности.

В частности, в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
О применении перечня государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией с РФ, в целях налогообложения прибыли КИК и добровольного декларирования физлицом имущества.

Так, в соответствии с подп. «а» п. 41, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, то в силу подп. «г» п. 41 причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
Мы, вдовы наших мужей чернобыльцев, хорошо знаем закон о чернобыльцах. Но получить все эти льготы невозможно. Мне, например в пенсионном ответили никаких бумаг, подтверждений о том, что он — инвалид 1 группы (связь с Чернобылем), предоставлять не имеют право. В больнице мне также ответили. Одно только унижение и оскобление! Подавать в суд — тоже унижение!

Читать еще:  Втб образец заявления о рефинансировании кредита

Томский электроламповый завод может закрыться

Просил суд взыскать с Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда в размере 1 000000 (один миллион) рублей за счет средств федерального бюджета; взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Чердаклинскому району единовременно денежную компенсацию за потерю здоровья из расчета величины прожиточного минимума за период с декабря 2005 года по 30.09.2013 года в сумме 289048,24 (двести восемьдесят девять тысяч сорок восемь) рублей 24 копейки. Конституционный Суд постановил, что при таком конституционно-правовом истолковании оспоренное положение части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречит Конституции Российской Федерации. Таким образом, оспариваемая норма не ущемляет права военнослужащих-инвалидов-чернобыльцев, не обратившихся за возмещением вреда здоровью до вступления оспариваемого закона в силу, поскольку не препятствует назначению им ежемесячных денежных компенсаций, исчисленных исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 7 мая 2005 г. N 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25 апреля 2006 г. N 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21 марта 2007 г.
При представлении необходимых документов ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда назначается со дня подачи заявления, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Верховный Суд О Выплатахпо Ущербу Здоровья Вдовам Чернобыльцев

Верховный Суд О Выплатахпо Ущербу Здоровья Вдовам Чернобыльцев

Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 (в ред. от 22.01.2007 г.) в целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон).

Следовательно, предписание подпункта «в» пункта 3 Правил о необходимости представления, в том числе членами семьи умершего инвалида — чернобыльца, заверенной копии заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы основано на требованиях части четвертой статьи 39 Закона, определяет порядок предоставления установленной этой нормой меры социальной поддержки.

О праве вдовы умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (по материалам судебной практики) (Ефремов А

В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором определены, в частности, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Форум чернобыльцев

Иск о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности удовлетворен правомерно, так как установлено, что ежемесячная денежная компенсация распространяется и на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки.

Необходимо отметить, что согласно ст. 39, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Назначение вдовам чернобыльцев компенсации возмещения вреда здоровью в

Уважаемый Президент! К Вам обращается вдова умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – Коровина Елена Григорьевна из Санкт-Петербурга. Моб тел8 921 300 74 60 После смерти мужа я обратилась в Центр социального обеспечения военного Комиссариата Санкт-Петербурга с заявлением о назначении и выплате положенных по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» денежных компенсаций по случаю потери кормильца, в том числе компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца. Центр назначил к выплатам денежную сумму, но в меньшем размере — в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона РФ от 12. 02. 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поскольку мой умерший муж, как инвалид 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получал возмещение вреда, причиненного его здоровью до вступления в законную силу настоящего Федерального закона РФ — по состоянию на день смерти — 26 мая 2015 года, в большем размере, то в соответствии с частью 2 статьи 2 указанного выше Федерального закона вдова имеет право на получение той доли возмещения вреда, которую семья имела на свое содержание при жизни кормильца, независимо от времени обращения за данной выплатой. Норма части 2 статьи 2 Закона так же согласуется с нормой статьи 1089 ГК РФ — вдове, имеющей право на компенсацию возмещения вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли дохода умершего, которую она имела право получать на свое содержание при жизни кормильца, а также с нормами, установленными п. 8 ст. 12 и п. 3 ст. 15 Закона РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статьями 39, 42 и 55 Конституции Российской Федерации – получение компенсационных выплат в полном объеме.

Вдовы чернобыльцев

Теперь о другой категории граждан и о возможности реализации их прав на возмещение вреда в связи с потерей кормильца. Это вдовы и члены семей умерших кормильцев, у которых была установлена причинная связь смерти с последствиями чернобыльской катастрофы.

Необходимо отметить, что ранее, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.07.1995 г., действовавшей до 15.02.2001 г., гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Бесплатная юридическая помощь

Право детей-сирот на образование уточнят в федеральном законодательстве Из законодательства следует исключить положение об установлении Правительством порядка обеспечения работников налоговых органов дошкольными и общеобразовательными учреждениями, чтобы дети-сироты могли беспрепятственно продолжать обучение в действующих учебных заведениях.

Субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности — субсидия в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда — субсидия в размере 50% затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну — бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Судебная практика по возмещению всзмещения вреда чернобыльцам

С кого спросить за сломанное здоровье? Кто возместит вред пострадавшему пешеходу? Какие компенсации может получить женщина по закону? Комментарий экспертов ЮО «Гражданские компенсации»…. Читать дальше 29 августа 2016 Отпуск по закону. Как отправиться отдыхать и получить выплаты в полном объеме? Какие бывают отпуска? Какие обязательства несет работодатель? Имеет ли право начальник перенести отдых сотрудника или вообще оказать в праве на отпуск? Ликбез от э… Читать дальше 29 августа 2016 Болезнь – в «награду» за труд.

По мнению заявителя, нарушено его право на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации. И это противоречит Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45 (части 1 и 2), 53 и 55. Позиция суда Гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их здоровью.

Верховный Суд О Выплатахпо Ущербу Здоровья Вдовам Чернобыльцев

На самом деле дело тут не во второй квартире, а в отношении к браку. в Европе с её свободами брак практически исчез, а в России пока другой менталитет, и в большенстве случаев вторая кваритра приведёт лишь к укреплению брака. Так что, даёш каждой молодой семье по квартире. а каждой не молодой по второй!

Ветеран, от государства получал все, что ему положено-и квартиру, и гаражи, ипенсию, и почет и уважение, захотелось тапочки шить, не запретили, захотел продать, не запретили, у меня бабушка ветеран, живет и радуется и не скулит-ееслова-мне еще вчера за все спасибо сказали, и что не прасила-сами дали, я о такой жизни и не мечтала.. тоже на дачи моркву выращивает и продает-а что дома сидеть-говорит она. до сих пор жива, ей 85 лет.

Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф

Ежегодно 1 апреля Правительство Российской Федерации индексирует социальные пенсии на коэффициент, который зависит от темпа роста потребительских цен (уровня инфляции в стране) за прошедший год. Таким образом, с первого апреля 2020 года размер социальной пенсии увеличится на 4,1% и составит 5240,65 рублей.

Данный вид пенсионного обеспечения вправе получать только лица, пострадавшие в результате аварий и катастроф радиационного и техногенного характера. Пострадавшие от событий 1986 года в Чернобыле могут получать эту пенсию при условии, что их трудовой стаж составляет не менее 5 лет.

Верховный Суд О Выплатахпо Ущербу Здоровья Вдовам Чернобыльцев

Ветеран, от государства получал все, что ему положено-и квартиру, и гаражи, ипенсию, и почет и уважение, захотелось тапочки шить, не запретили, захотел продать, не запретили, у меня бабушка ветеран, живет и радуется и не скулит-ееслова-мне еще вчера за все спасибо сказали, и что не прасила-сами дали, я о такой жизни и не мечтала.. тоже на дачи моркву выращивает и продает-а что дома сидеть-говорит она. до сих пор жива, ей 85 лет.

Палка о дух концах — с одной сороны жалко ветеранов и стыдно за то что не можем обеспечить им должное существование, с другой стороны народ имеет до руководство, которое потом его ( народ) имеет! вы полагает что при социализме не было богатых людей? просто бедных было гораздо больше! а у руля что сейчас что тогда, стоят одни и теже люди, ну может дети тех людей. я уже много лет не смотрю НТВ особенно вечером в выходные, просто мне не интересно слушать светские сплетни, перемывать кости женам и любовница, и прочий флуд меня мало интересует но если это показывают, значит, это смотрят, если бы не было рейтинга — передачи бы не выходили в эфир! а смотрят его люди!

Верховный Суд О Выплатахпо Ущербу Здоровья Вдовам Чернобыльцев

Сохраниться. у меня своя квартира у них своя. откуда береться квартирный вопрос? вот мой пример мама жила в одной квартире папа в другой. они поженились переехали к папе. к сожелению родители мамы и папы умерли (от старости в возрасти от 75-95 лет) . теперь я живу в квартире где выросла мама а родители в квартире где вырос папа. вопрос квартирный возникает когда народ припераеться в Москву и им жить гненгде вот и начинают мутить развод, что бы 2 квартиры вытащить из государства, детей кучу рожают только ради лишних метров.

А мои уже развелись. Спасибо за вопрос, очень стоящий. Думаю, вторая квартира никак на семейное состояние не повлияет — в том смысле, что если люди живут вместе хорошо, то там хоть с десять квартир впридачу, они так и буду жить вместе. Дополнительную жилплощадь можно сдавать, продать, открыть там свой бизнес и пр — придумать, чем занять. А если пара ссориться и развод намечается потихоньку сам по себе, то квартира здесь будет не поводом, а скорее необходимым приложением. Другой вопрос, что семей у нас -то настоящих не так уж и много. В основном, сожительство — либо потому что удобно, либо потому что надо было пожениться. Потому Вы и считаете, что 90 % распадётся — там и так всё на мази держится.

Получение вдовой чернобыльца пенсии по потере кормильца

Я вдова чернобыльца 2 категории, не вышедшего на пенсию (48 лет). Заключение, что он умер от заболевания, связанного с чернобылем есть. Хотелось бы узнать какие мне положены выплаты кроме льгот. Ответ:Здравствуйте. Применительно к Вашему случаю возможен вариант назначения Вам и детям пенсии по потере кормильца.

При определении категорий нетрудоспособных членов семьи граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пп. 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» носит отсылочный характер к «чернобыльскому» закону.

«Обобщение судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» (утв. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ)

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ВОПРОСУ ИНДЕКСАЦИИ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ

КОМПЕНСАЦИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

И ЕЖЕГОДНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНАМ,

ПОСТРАДАВШИМ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, — конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» ее размер был определен в твердой сумме — 300 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 7 мая 2005 г. N 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25 апреля 2006 г. N 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21 марта 2007 г. N 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, суды при рассмотрении дел данной категории должны исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 г. N ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п. 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 25-В07-24 при рассмотрении надзорной жалобы К. на Постановление президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 г. по делу по иску К. к министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности. В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

См. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 9, с. 12

Сформированная судами Российской Федерации в настоящее время практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными Постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее — исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

Так, в Постановлении президиума Московского городского суда от 6 сентября 2007 г. по делу по иску Щ. об индексации денежных выплат в возмещение вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, прямо указано, что в ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 26 апреля 2004 г.) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Поскольку индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации истцу производилась, то права на индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, он не имел.

В Постановлении от 7 июня 2007 г. по делу по иску Щ. о взыскании ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, президиум Самарского областного суда пришел к выводу о том, что выводы судебных инстанций об одинаковом порядке индексации перечисленных выплат являются неправильными.

По результатам проверки в Верховном Суде Российской Федерации законности приведенных судебных постановлений существенных нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, не установлено, в передаче дел в суд надзорной инстанции отказано.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector